ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по финансовым рынкам и кредитным организациям
ПОДКОМИТЕТ ПО ЛИЗИНГУ
@  #  ^
 
 
Контакты
119991, г. Москва,
Б. Знаменский пер., д.2, стр.7
Телефоны: (495) 695-71-11
(499) 685-17-80
E-mail: info@tpprf-leasing.ru
Подробнее
















КА Территория лизинга





General Collection Group





Stare Legal


credcenter


Правоприменение



Правоприменение

1.    Центральный банк РФ (Банк России) и банковская система во взаимодействии с лизингом. Правоприменение, инкассовые поручения лизинговых компаний

Лизинговые компании продолжают сталкиваться с отказами банков в списании в бесспорном порядке со счета клиента денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Отказы банков мотивируются банками ссылкой на п.7.4 Положения ЦБ РФ от 19.06.2012 №383-П.

Получив соответствующие сведения, банк обязан исполнить инкассовое поручение лизингодателя о взыскании просроченных лизинговых платежей в соответствии:

1)    п.1 ст.13, ФЗ №164 от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)»;

2)    постановлением Президиума ВАС РФ от 19.07.2011 №1930/1;

3)    положением ЦБ РФ от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Сведения могут быть представлены в банк самим лизингодателем вместе с инкассовым поручением. Не предоставление сведений лизингополучателем в банк в нарушение Постановления Президиума ВАС РФ и Положения ЦБ РФ не может приводить к нарушению законных прав инвестора (лизингодателя). Практика отказов лизинговым компаниям в исполнении инкассовых поручений фактически девальвирует предусмотренный ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» бесспорный порядок взыскания просроченных лизинговых платежей.

Решение: внесение изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», уточняющих порядок списания лизинговых платежей по инкассовому требованию лизингодателя без акцепта лизингополучателя, и (или) Положение ЦБ РФ, регламентирующее для всех кредитных организаций порядок исполнения инкассовых поручений лизинговых компаний.

 

Деятельность Подкомитета и Партнерства в рамках проекта. Центральный банк РФ (Банк России)

В марте 2015 года состоится круглый стол (совещание) по проблеме неисполнения банками инкассовых поручений лизинговых компаний. Круглый стол будет организован Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» совместно Ассоциацией региональных банков (Россия). В заседании примут участие представители профильных подразделений ЦБ РФ. 

 

2.     Необоснованное ограничение или арест транспортного средства – собственность лизинговой компании, в рамках исполнительного производства. МВД России и ФССП России

Лизинговые компании в большинстве случаев применяют практику учета и временной регистрации транспортных средств, передаваемых в лизинг, на лизингополучателей (приказ МВД России от 24.11.2008, №1001). При этом в карточке учета  транспортного средства в соответствии с приказом МВД России №125 от 31.03.1995 лизинговая компания указывается как собственник.

При неисполнении лизингополучателем своих обязательств лизинговые компании  используют предоставленное законом право расторгнуть договор лизинга и вернуть транспортное средство, которое является собственностью лизинговой компании до момента исполнения лизингополучателем всех обязательств по договору лизинга.

Кроме неисполненных обязательств по договору лизинга, у лизингополучателя не редко оказываются задолженности перед третьими лицами, обязанность исполнить которые оформлены решениями судов и исполнительными листами, направленными в ФССП России для возбуждения исполнительного производства.

В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель, руководствуясь ФЗ от 02.10.2007 №229-ФЗ и соглашением между ФССП России и МВД России «Об обмене информацией в электронном виде» от 14.12.12 №12/14-21/1/11806, направляет в государственные органы запросы с целью установления числящегося за должником имущества, в том числе в ГИБДД, с целью установления транспортного средства, зарегистрированного на должника.

Зачастую судебные приставы формируют запросы без учета практики временной регистрации транспортного средства на лизингополучателя, а сотрудники ГИБДД не предоставляют сведения о фактическом собственнике транспортного средства (лизинговой компаний), вследствие чего в ФССП России передается информация, на основании которой необоснованно (ошибочно) накладывается ограничение на транспортное средство, принадлежащие другому юридическому лицу.

Подобная практика широко распространилась в последнее время. В результате лизинговые компании оказываются необоснованно ограниченными в праве распоряжения собственным имуществом, в том числе в возможности реализовать изъятое у неплательщика транспортное средство.

Лизинговые компании вынуждены проводить ряд мероприятий для снятия незаконного ареста или ограничений с имущества, не принадлежащего на праве собственности лизингополучателю, что по времени иногда растягивается на срок до 6 месяцев с учетом географии и общей загрузки работников ФССП России и ГИБДД, которым также приходится тратить время на устранение вынужденных ошибок.

Подкомитетом ТПП РФ по лизингу подготовлены обращения в ГИБДД и ФССП РФ. В августе 2014 года представители Подкомитета были на приеме у руководства ФССП РФ, а 12 декабря 2014 года по инициативе Подкомитета ТПП РФ по лизингу состоялось межведомственное совещание в МВД России (ГИБДД) с участием ФССП России, Подкомитета ТПП РФ по лизингу. На совещании обсуждались вопросы взаимодействия в целях исключения незаконных (ошибочных) ограничений и арестов накладываемых на транспортные средства, находящиеся в собственности лизинговых компаний. Было определено, что проблема возникла вследствие допущенных недоработок в процессе автоматизации информационного обмена между ГИБДД РФ и ФССП России. Проблема должна быть урегулирована между ФССП РФ и ГИБДД в первой декаде 2015 года техническими средствами. Подкомитет ТПП РФ по лизингу окажет консультативное содействие в исправлении недоработок в системе  межведомственного информационного обмена по вопросам, касающимся лизинга.

 

Деятельность Подкомитета и Партнерства в рамках проекта. МВД и ФССП России.

26 ноября 2014 года в Москве завершила работу III Всероссийская конференция «Мошенничество на финансовых рынках».

О взыскания лизингового и залогового имущества и взаимодействии ФССП РФ и лизинговых компаний рассказала Антонова Алинада Леонидовна, заместитель отдела организации работы по реализации имущества должников ФССП России.

Подкомитетом ТПП РФ по лизингу подготовлены обращения в ГИБДД и ФССП РФ. В августе 2014 года представители Подкомитета были на приеме у руководства ФССП РФ, а 12 декабря 2014 года по инициативе Подкомитета ТПП РФ по лизингу состоялось межведомственное совещание в МВД России (ГИБДД) с участием ФССП России, Подкомитета ТПП РФ по лизингу.

На совещании присутствовали от ГУОБДД МВД России Фомочкин С.А., Вольвач В.Н., от ФССП России Брыскина О.А., Антонова А.Л., Соляников А.В., от Подкомитета ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Царев Е.М., Алымова Е.Н., Норматович А.В.

На совещании обсуждались вопросы взаимодействия в целях исключения незаконных (ошибочных) ограничений и арестов накладываемых на транспортные средства, находящиеся в собственности лизинговых компаний. Было определено, что проблема возникла вследствие допущенных недоработок в процессе автоматизации информационного обмена между ГИБДД РФ и ФССП России. Проблема должна быть урегулирована между ФССП РФ и ГИБДД в первой декаде 2015 года техническими средствами. Информационная система обмена информацией между ГУОБДД МВД России и ФССП России будет доработана таким образом, что содержание поля "особые отметки" при наличии ключевого слова "лизинг", будет загружаться по запросу судебных приставов, что позволить им определить собственника автотранспортного средства - лизинговую компанию и избежать наложения ограничений на ее имущество.

 Подкомитет ТПП РФ по лизингу окажет консультативное содействие в исправлении недоработок в системе  межведомственного информационного обмена по вопросам, касающимся лизинга.

 

3. Контроль за деятельностью автопарков. Определение категории «профессиональный водитель». Минтруда России

Рынок лизинговых услуг в последнее время во многом растет за счет лизинга легкового и легкого коммерческого транспорта. На долю таких сделок по экспертным оценкам приходится 31 % от общего рынка лизинга.

Среди таких автомобилей выделяются те, которыми управляют непрофессиональные водители, для которых управление автомобилем, находящимся во владении и пользовании организации работодателя, является дополнительным инструментом для выполнения основных трудовых обязанностей. Их деятельность не связана с коммерческой перевозкой грузов и (или) пассажиров. В их число входят, например, медицинские представители фармацевтических компаний, инженеры и техники компаний, работающих в сфере связи и информационных технологий, обслуживающих инженерное и техническое оборудование, торговые представители производителей продуктов питания, косметики, парфюмерии и бытовой химии, контролирующие ассортимент продукции в торговых сетях. Число таких автомобилей на дорогах страны составляет около 1,5 млн. единиц или около 3% от общего числа автомобилей в стране.

Некоторые положения российского законодательства, регулирующих норм, уравнивают в своих требованиях организации, которые перевозят пассажиров или грузы, эксплуатируют автобусы и грузовой транспорт, с организациями, где автотранспорт, чаще всего легковой, является лишь вспомогательным инструментом. Эти нормы уравнивают водителей, основной трудовой деятельностью которых является управление транспортным средством, с сотрудниками, периодически управляющими автомобилем, а основным критерием такого уравнения является сам факт владения автомобилем, а не цель его использования.

Контролирующие органы предъявляют претензии организациям, не оказывающим транспортные услуги, основанием для которых является факт самостоятельного управления работниками автомобилями предприятия. Выносится предписание оформить всех сотрудников по совместительству водителями. Сотрудники организаций, в свою очередь, будучи оформленными водителями по должности, будут вынуждены соответствовать всем нормам, регулирующим работу водителя-профессионала при перевозках пассажиров или грузов. При этом в качестве наказания организациям назначаются штрафы, а иногда, до выполнения этих требований, запрещается использование корпоративного автопарка.

В результате, последнее время резко возросло количество  судебных споров между владельцами автопарков и контролирующими органами (трудовыми инспекциями).

Решение: изменения в нормативной базе, регулирующей деятельность автопарков.

Деятельность Подкомитета и Партнерства в рамках проекта. Минтруда России.

Письменное обращение по проблеме контроля за деятельностью автопарков в Минтруда России.

 

4. Регистрация технических средств в Гостехнадзоре России

 

Проблемы возникающие у лизинговых компаний при осуществлении регистрационных действий на имя лизингополучателя (особенно в подразделениях Гостехнадзора России, не относящихся к столичному региону). Отсутствие единообразия требований к предоставляемым документам. И, как следствие, отказы в регистрации технических средств (в отдельных случаях устные и немотивированные).

Решение: принятие единых требований к документам технических средств, подлежащих регистрации в Гостехнадзоре России.

 

Деятельность Подкомитета и Партнерства в рамках проекта. Гостехнадзор России

Подготовка письменного обращения в Гостехнадзор России по проблемам лизинговых компаний в связи с регистрационными действиями.

 

5. Таможенное регулирование

Несмотря на отсутствие в действующем законодательстве соответствующего указания, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование вопросов при таможенном оформлении груза, может выступать только лизингодатель. Таможенные посты отказываются проводить оформление по схеме, где декларант – лизингополучатель.

Решение: закрепить в нормативной базе, положение о том, что лизингополучатель может являться декларантом груза и, как следствие, нести ответственность за достоверность его декларирования, а лизингодатель должен выступать в рол финансовой организации, ответственной за финансовое урегулирование вопросов.


Деятельность Подкомитета и Партнерства в рамках Межведомственной рабочей группы по вопросам лизинга при Минэкономразвития России

Письменное обращения в ФТС России о необходимости изменений в нормативной базе регулирующей порядок  таможенного декларирования грузов.

Подготовка законодательной инициативы об изменении порядка таможенного декларирования грузов.    

 

Мероприятия


VI Форум «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИЗИНГЕ»
21 сентября 2017
Москва


Подробнее


Круглый стол ТПП РФ - Евразийский экономический союз

Круглый стол
«Развитие международного лизинга в рамках Евразийского экономического союза»
19 октября 2017
Москва, ТПП РФ, ул. Ильинка, 6

Подробнее
© 2007-2017, Подкомитет по лизингу Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям
Разработка сайта – Телемарк