Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества
№ 188 март 2024 года
Большая часть субъектов РФ приняла региональные законы о торгово-промышленных палатах
1 марта вступил в силу Закон Курганской области от 29.02.2024 г. № 11 «Об отдельных вопросах деятельности Торгово-промышленной палаты Курганской области».
В Законе закреплены формы взаимодействия Палаты и органов государственной власти Курганской области, а также предусмотрены полномочия Палаты по содействию развитию предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса, принятию мер к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и к урегулированию споров, возникающих между субъектами хозяйственной деятельности.
Закон о ТПП Курганской области стал 51-м региональным законом о торгово-промышленной палате и позволит ТПП Курганской области более эффективно реализовывать задачи по развитию экономики и формированию региональной политики в поддержку предпринимательства.
Кроме того, 15 марта вступил в силу Закон Пензенской области от 04.03.2024 г. № 4159-ЗПО «О внесении изменения в статью 6 Закона Пензенской области «О Пензенской областной торгово-промышленной палате». Законом обновлена действующая редакция Закона Пензенской области от 13.09.2018 г. № 3213-ЗПО «О Пензенской областной торгово-промышленной палате» и предусмотрен порядок выдачи сертификатов о происхождении товаров и удостоверения документов, связанных с осуществлением ВЭД.
Палата предложила поддержать добросовестных участников рынка рекламных услуг
ТПП РФ с учетом предложений представителей рекламной отрасли подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения по поправкам ко второму чтению законопроекта № 559479-8 «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект устанавливает особенности заключения и исполнения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, земельном участке, собственность на который не разграничена. При этом предусматривается пролонгация таких уже заключенных договоров до конца 2024 года.
Положение законопроекта о пролонгации договоров в указанной редакции, по мнению ТПП РФ, допускает двоякое толкование и несет в себе риск ограничения конкуренции, поскольку может касаться как договоров со сроком действия, истекающим в 2024 году, так и договорам, срок действия которых истекает позже 2024 года.
В первом случае две трети операторов в регионах Российской Федерации, срок действия договоров с которыми истекает позже 2024 года, не смогут их продлить. Это может поставить их в заведомо неконкурентное положение перед участниками рынка рекламных услуг с пролонгированными договорами. В этой связи Палата предложила предусмотреть в законопроекте возможность пролонгации договоров независимо от окончания срока их действия.
Также в целях поддержки операторов наружной рекламы, которые добросовестно исполняют свои договорные обязательства, ТПП РФ предложила исключить из проекта возможность пролонгации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций при наличии задолженностей.
Государственной Думой учтены предложения ТПП РФ об увеличении крупных и особо крупных размеров ущерба
26 марта Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 532911-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которым предлагается смягчить уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав (статья 146 УК РФ) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 165 УК РФ).
Законопроект разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам прошедшего в 2023 году Петербургского международного экономического форума. Так, Правительству РФ было поручено обеспечить внесение в законодательство изменений, увеличивающих не менее чем в два раза минимальные значения крупного и особо крупного размеров ущерба для квалификации некоторых преступлений, совершенных в предпринимательской сфере, связанных с нарушением авторских и смежных прав и причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.
ТПП РФ представила в Минюст России свои предложения, в которых с учетом мнения бизнеса, инфляционных процессов, ценообразования и складывающейся социально-экономической ситуации в стране настаивала на следующем увеличении крупного и особо крупного размера для привлечения к уголовной ответственности:
- за нарушение авторских и смежных прав - не в два, а в пять раз (со 100 тыс. рублей и 1 млн. рублей до 500 тыс. рублей и 5 млн. рублей соответственно);
- за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием - в четыре раза (с 250 тыс. рублей и 1 млн. рублей до 1 млн. рублей и 4 млн. рублей соответственно).
Недавно принятый в первом чтении Государственной Думой законопроект фактически полностью учитывает предложения ТПП РФ.
Кратное увеличение размеров, достаточных для уголовной ответственности по указанным статьям, позволит не осуществлять уголовное преследование значительного числа предпринимателей за правонарушения, причинившие незначительный ущерб, а ограничиваться, например, штрафами в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Палата не поддерживает установление невозвратного тарифа на услуги гостиниц
ТПП РФ направлены в Минэкономразвития России замечания на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 32 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Законопроект предусматривает возможность предоставления потребителю коллективных средств размещения гостиничных и иных сопутствующих услуг по невозвратному тарифу выбора возвратного тарифа. Также проект вносит изменения в статью 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым в установленных Федеральным законом случаях исключается право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) с оплатой исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением договора.
В связи с принятием Закона планируется предусмотреть исключение для невозвратных тарифов на гостиничные услуги в статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено общее право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг.
При этом законопроектом предусматривается возможность возврата потребителю платы только в случае болезни, смерти его или близких родственников и не учитывается изменение экологической или эпидемиологической обстановки в регионе предполагаемого отдыха, возникновение угроз безопасности туристов.
По мнению Палаты, введение «невозвратного тарифа» представляет собой введение «штрафа» для потребителя за отказ от договора в размере 100% от стоимости услуги. При этом не учитывается загрузка средств размещения, сроки получения такого отказа для принятия мер по снижению возможных издержек за счет повторной реализации освободившегося номерного фонда, причины, повлиявшие на решение гражданина. Такой подход перекладывает предпринимательские риски на экономически более слабую сторону, что, по мнению ТПП РФ, является необоснованным.
Законопроект не поддержан ТПП РФ в представленной редакции.
ТПП РФ предлагает предусмотреть внесудебное обжалование решений об устранении ошибок в ЕГРН
В ТПП РФ рассмотрен проект федерального закона № 556069-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Им устанавливается порядок внесудебного обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в апелляционных комиссиях.
Частью 6 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) предусмотрена возможность принятия органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.
В соответствии с частями 7, 9 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, правообладатель в случае несогласия с указанным решением имеет два варианта дальнейших действий:
- оспаривание решения в судебном порядке;
- представление в орган регистрации прав документов, на основании которых обеспечивается устранение реестровой ошибки. При этом под такими документами понимаются заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевой план или технический план.
В целях обеспечения возможности внесудебного обжалования таких решений ТПП РФ предлагает при доработке законопроекта предусмотреть возможность внесудебного оспаривания в апелляционных комиссиях решений о необходимости устранения реестровой ошибки.
Предлагается также наделить кадастрового инженера правом обжаловать в суде или апелляционной комиссии принятое органом регистрации прав решение о необходимости устранения воспроизведенных в Едином государственном реестре недвижимости ошибок, т.к. принятие более 10-ти таких решений является основанием для лишения кадастрового инженера права осуществлять профессиональную деятельность.
Соответствующие предложения направлены Палатой в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.
В ТПП РФ обсудили механизмы оценки квалификации и обеспечения ответственности членов СРО
11 марта состоялось заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, в котором приняли участие руководители Национального агентства развития квалификаций, Фонда развития профессиональных квалификаций ТПП РФ, Минэкономразвития России, Росреестра, Банка России, образовательных организаций и саморегулируемых организаций.
На заседании выработаны предложения по совершенствованию работы саморегулируемых организаций по обеспечению и проверке уровня профессиональной подготовки их членов в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях»; процедуры страхования и формирования компенсационного фонда СРО в сфере оценочной деятельности.
В частности, предложено заинтересованным органам государственной власти и СРО для признания качества подготовки уровня выпускников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов проводить профессиональную общественную аккредитацию образовательных программ, улучшать взаимодействие учебных учреждений, отраслевых СРО, отраслевых профессиональных объединений и предпринимательского сообщества.
Также рассмотрен вопрос о необходимости введения для членов СРО строительной отрасли, относящихся к малому бизнесу, уменьшенного взноса в компенсационный фонд СРО. Введение дополнительных уровней ответственности станет действенной мерой поддержки строительных компаний, относящимся к малому бизнесу, позволит обеспечить их конкурентоспособность на рынке строительных услуг, работ и эффективность предпринимательской деятельности, а также послужит дальнейшему развитию строительной отрасли и системы саморегулирования. Соответствующий законопроект подготовлен ТПП РФ для направления в профильные органы государственной власти.
Государственной Думой приняты важные поправки в УК РФ
20 марта Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которым в целях реализации принципов соразмерности и справедливости уголовного наказания проведена индексация размера ущерба, позволяющего квалифицировать деяние в сфере экономической деятельности как совершенное в значительном, крупном или особо крупном размере.
Например, в частях 5 - 7 статьи 159 УК РФ («Мошенничество») предусматривается, что «значительным ущербом» признается ущерб в сумме, составляющей не менее 250 тыс. рублей, «крупным размером» - стоимость имущества, превышающая 4 млн. 500 тыс. рублей, «особо крупным размером» - стоимость имущества, превышающая 18 млн. рублей.
Первоначальная редакция Закона предусматривала увеличение порогов крупного и особо крупного размеров только для семи составов экономических преступлений (статьи 170.2, 178, 180, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ). В принятом Законе не только скорректированы суммы предполагаемых размеров ущерба по большему количеству экономических преступлений, но и предложено декриминализовать незаконную предпринимательскую деятельность, сопряженную с извлечением крупного и особо крупного дохода (часть 1 и п. «б» части 2 статьи 171 УК РФ).
Кроме того Законом повышены размеры «крупного» и «особо крупного» размера для целей статей 171.5 УК РФ («Незаконное осуществление деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов)»), 172.3 УК РФ («Невнесение в финансовые документы учета и отчетности кредитной организации сведений о размещенных физическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средствах»), 185 («Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг»), 185.2. («Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги») и 185.4. («Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг») и по целому ряду других составов.
В Государственную Думу внесен законопроект, расширяющий сферу налогового мониторинга
18 марта в Государственную Думу Правительством РФ внесен законопроект № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект подготовлен в целях исполнения отдельных положений Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
Предусматривается расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения «пороговых» требований к ним в части суммы уплаченных ими налогов, полученных ими доходов и величины их активов: с 1 млрд. рублей до 800 млн. рублей по суммарной величине активов, а по уплаченным за год налогам – с 100 млн. рублей до 80 млн. рублей.
Для совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком предлагается установить срок, по истечении которого документ в электронной форме, направленный налоговым органом через оператора электронного документооборота, считается полученным налогоплательщиком.
Кроме того, предусматривается уточнение сроков направления в налоговые органы плательщиками, не осуществляющими деятельность в течение отдельных «нестраховых» периодов, заявлений об освобождении от уплаты страховых взносов за указанные периоды и подтверждающих эти периоды документов.
В настоящее время ТПП РФ прорабатывает с бизнесом поправки ко второму чтению законопроекта, которое запланировано на май 2024 года.
ТПП РФ предлагает исключить двойное толкование норм о международной перевозке
Палата направила в Государственную Думу предложения по поправкам ко второму чтению проекта федерального закона № 558768-8 «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект, разработанный Правительством РФ, направлен на упрощение порядка подтверждения нулевой ставки НДС в отношении услуг, связанных с перевозкой товаров в рамках международных договоров.
Поправками ТПП РФ предлагается исключить неоднозначное толкование норм в вопросе налогообложения по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В случае, если основным экспедитором нанимаются экспедиторы на перевозку импортного (экспортного) груза между пунктами на территории Российской Федерации, то такая перевозка не является международной и «субэкспедиторы» должны применять ставку НДС 20%. Ставку впоследствии выставляют к оплате основному экспедитору, а он получает право на вычет указанного НДС.
Однако складывается практика, когда основному экспедитору отказывают в указанном вычете, поскольку налоговые органы и суды считают перевозку по территории Российской Федерации этапом международной перевозки, которая должна облагаться по ставке 0%.
Необходимо отметить, что Министерство финансов России считает, что перевозка импортных (экспортных) товаров по территории РФ должна облагаться по ставке 20% (Письма от 04.07.2023 г. № 03-07-08/62318; от 17.01.2024 г. № 03-07-08/2905).
Учитывая неоднозначное толкование указанных норм, ТПП РФ предложила законодательно закрепить случаи, когда налогообложение по ставке 0% не распространяется на услуги по международной перевозке товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги при организации такой перевозки, а именно:
- когда перевозка осуществляется только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;
- когда организации (индивидуальные предприниматели) не указаны в транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в качестве одного из перевозчиков.
Данное предложение позволит исключить возможность неоднозначного толкования норм о международной перевозке и упростит возможность получения налоговых вычетов международными экспедиторами.
Коротко:
1 марта в Государственную Думу группой депутатов и сенаторов Российской Федерации внесен законопроект № 566544-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения».
Законопроектом предлагается восстановить право на применение УСН, ПСН и АУСН налогоплательщиками, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра.
4 марта в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 567722-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения въездного сбора для иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы».
Законопроектом предлагается ввести въездной сбор для иностранных граждан или лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Предполагается, что новый вид сбора, размер которого устанавливается Правительством РФ, будет оплачиваться при въезде в Российскую Федерацию. Одновременно устанавливается запрет на въезд иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывающего в страну, в случае, если такие лица не уплатили при въезде вводимый законопроектом въездной сбор.
5 марта в Государственную Думу депутатом В.В. Гутеневым и сенатором Российской Федерации А.В. Кутеповым внесен проект федерального закона № 568223-8 «О государственном регулировании торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Законопроект определяет основы государственного регулирования торговой деятельности агрегаторов информации о товарах в Российской Федерации, вводит гарантии защиты прав и законных интересов участников оборота и предусматривает меры, обеспечивающие прозрачность и подконтрольность указанной деятельности, формирование здоровой конкурентной среды на рынке агрегаторов информации на товары.
14 марта в Государственную Думу группой депутатов и сенаторов Российской Федерации внесен проект федерального закона № 575296-8 «О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации» (о регулировании труда работников, выполняющих функции наставников).
В соответствии с законопроектом функции наставника устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. За выполнение работником функции наставника законопроектом предусмотрена доплата, которая производятся с учетом гарантий, утвержденных законами и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами. Согласно материалам к законопроекту планируется сформировать единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли.
20 марта в Государственную Думу группой депутатов и сенаторов Российской Федерации внесен проект федерального закона № 579984-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам 14-го инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!» для компенсации стоимости имущества, учитываемого на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых с 1 января 2024 года, с установлением максимальной суммы компенсационной выплаты - 1 млн. 400 тыс. рублей на гражданина.
Законопроектом предусматривается право физического лица на получение компенсационной выплаты в счет возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах (далее – ИИС). Механизм компенсирования будет распространяться только на ИИС третьего типа (ИИС, открываемые с 1 января 2024 года, а также ИИС, открытые ранее, в отношении которых инвесторы заявили об их использовании в качестве ИИС третьего типа).
22 марта в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации внесен проект федерального закона № 582759-8 «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Законопроект подготовлен в целях дополнительной правовой защиты деятельности операторов специализированных электронных площадок, обеспечивающих проведение закрытых электронных процедур в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
___________________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ