Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества
№ 189 апрель-май 2024 года
Субъектами Российской Федерации обновлены действующие редакции законов о торгово-промышленных палатах
1 апреля опубликован Закон Пензенской области от 29.03.2024 г. № 4198-ЗПО «О Пензенской областной торгово-промышленной палате», который вступил в силу 11 апреля 2024 г.
Закон актуализирует правовые основы статуса ТПП Пензенской области, задачи Палаты, ее взаимодействие с органами власти, в том числе, по вопросу проведения экспертизы нормативных актов, а также определяет полномочия по оказанию содействия в развитии промышленности, малого бизнеса и выдаче сертификатов о происхождении товаров в соответствии с порядком, установленным ТПП РФ.
Ранее действовавший Закон Пензенской области от 13.09.2018 г. № 3213-ЗПО «О Пензенской областной торгово-промышленной палате» признан утратившими силу.
9 апреля опубликован Закон Нижегородской области от 08.04.2024 г. № 21-З «О внесении изменений в статью 4 Закона Нижегородской области «О Торгово-промышленной палате Нижегородской области», который вступил в силу 20 апреля 2024 г.
Принятым Законом основной Закон от 02.08.2023 г. № 95-З «О Торгово-промышленной палате Нижегородской области» был дополнен положениями о наделении Палаты полномочиями по выдаче сертификатов о происхождении товаров и удостоверению документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
22 апреля опубликован Закон Ленинградской области от 15.04.2024 г. № 39-оз «О внесении изменения в статью 2 областного закона «О Торгово-промышленной палате Ленинградской области», который вступил в силу 3 мая 2024 г.
Законом внесены изменения в действующий Закон о ТПП Ленинградской области, предусматривающие выдачу сертификатов о происхождении товаров и документов, удостоверяющих ВЭД, в соответствии с порядком, установленным ТПП РФ.
Поправки ТПП РФ о налогообложении международных перевозок учтены Государственной Думой
9 апреля Государственной Думой принят Федеральный закон от 22.04.2024 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части упрощения документального подтверждения ставки НДС в размере 0%).
Федеральным законом отменяется требование о наличии отметки российского таможенного органа на документе, на основании которого товары были ввезены автомобильным транспортом на территорию Российской Федерации либо вывезены автомобильным транспортом за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза с территории Российской Федерации. Также документом устанавливаются сроки представления налогоплательщиками в налоговые органы новых видов электронных реестров и порядок истребования налоговыми органами документов, сведения из которых включены в такие реестры.
В Федеральном законе полностью учтены предложения ТПП РФ, устраняющие правовую неопределённость в вопросе налогообложения НДС по ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации услуги по международной перевозке облагаются НДС по ставке 0%. При этом перевозка является международной, если пункт назначения или пункт отправления находится за пределами Российской Федерации.
Довольно часто основные (международные) экспедиторы нанимают «субэкспедиторов» на перевозку товара между пунктами на территории Российской Федерации. Такая перевозка не является международной и внутренние перевозчики должны применять ставку НДС 20%, которую впоследствии выставляют к оплате основному экспедитору, а он получает право на вычет указанного НДС. Однако сложилась практика, когда основному экспедитору отказывали в вычете, несмотря на то, что Министерство финансов Российской Федерации в своих письмах от 04.07.2023 г. № 03-07-08/62318; от 17.01.2024 г. № 03-07-08/2905 указывало на обоснованность вычета.
Учитывая это, ТПП РФ предложила законодательно закрепить, что ставка 0% НДС не распространяется на услуги по перевозке вывозимого (ввозимого) с территории РФ (на территорию РФ) товара, а также на транспортно-экспедиционные услуги, если одновременно выполняются следующие условия:
- перевозка осуществляется только между пунктами, находящимися на территории Российской Федерации;
- «субэкспедиторы» не указаны в качестве одного из перевозчиков в транспортных, товаросопроводительных и или иных документах, подтверждающих (ввоз) вывоз товаров за пределы территории России.
Таким образом, устранена неопределённость в статусе внутренней перевозки, как этапа международной перевозки, а также решена проблема с получением основным экспедитором налогового вычета.
По инициативе ТПП РФ уточнен порядок продления договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций
23 апреля принят Федеральный закон от 23.04.2024 г. № 98-ФЗ
«О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определил условия продления в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В Законе учтены предложения ТПП РФ о возможности пролонгации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций только при отсутствии задолженностей по выполнению договорных обязательств.
Предложение Палаты было обусловлено принципом добросовестного исполнения обязательств, закрепленным в гражданском законодательстве, и направлено на поддержку операторов наружной рекламы, которые добросовестно исполняют свои договорные обязательства.
Закон вступил в силу 4 мая 2024 г.
ТПП РФ провела XVI Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век»
В период с 23 по 25 апреля Форум проходил на площадках Палаты, а его программа включала в себя восемь тематических секций и пленарное заседание, в которых приняли участие более 1000 представителей власти и бизнеса.
На пленарном заседании с основным докладом выступил исполняющий обязанности Президента ТПП РФ В.В. Чубаров. Он отметил, что права интеллектуальной собственности приобретают все большее значение не только как юридические права, но и как стратегические нематериальные бизнес-активы. Например, активы крупнейших международных корпораций в среднем на 35 процентов сформированы из нематериальных активов, а у компаний из рейтинга 500 Standrd&Poor’s их размер составляет порядка 90 процентов. В России их доля даже в инновационных и высокотехнологичных организациях в среднем не превышает 3 процентов от общей стоимости активов.
Согласно сведениям ФНС России, за последние годы наблюдается рост объема нематериальных активов на балансе организаций. Но отсутствуют единые подходы к оценке таких активов и их финансирования. Это не позволяет предприятиям полноценно использовать интеллектуальную собственность для получения доступа к финансированию и, как следствие, последующего роста и масштабирования бизнеса.
Кроме того, для проведения грамотной оценки нематериальных активов требуются специальные экспертные знания, так как каждый тип технологии уникален. В этой связи остро стоит вопрос обучения таких специалистов.
Было отмечено, что бизнес не всегда коммерциализирует нематериальные активы, а зачастую, вообще не замечает их. Например, многие заключают НИОКР, но не все знают, что их результатами могут стать не только патенты, но и авторские права на техническую документацию, которым тоже можно придать денежное выражение.
В Китае за последние несколько лет было «прокредитовано» 12 тыс. технологических МСП на общую сумму 25,7 млрд. долларов США. В России пока такие темпы не достигнуты в большей степени из-за того, что в настоящее время в стране интеллектуальная собственность учитывается как «высокорисковый актив». Было высказано предположение о том, что если бы Банк России разрешил учитывать ее как менее рисковый залог, то банки, в свою очередь, смогли бы предлагать более низкие ставки по таким займам. Правительством Москвы совместно с Роспатентом, Минэкономразвития России, Центральным Банком РФ и ПАО «Сбербанк» в 2023 году был начат уникальный пилотный проект по кредитованию бизнеса под залог интеллектуальной собственности. Это позволит сформировать компетенции среди участников рынка для работы с такими активами. Было отмечено, что ТПП РФ внимательно следит за ходом продвижения данной инициативы.
Кроме того, было высказано предложение о том, что следует активнее внедрять инновационную продукцию в производственные цепочки. По некоторым оценкам, за последние годы в России уровень инновационной активности вырос лишь с 9,1 процента до 11,9 процентов. К примеру, крупные предприятий Японии и Кореи активно взаимодействуют с малым бизнесом. Аналогичный опыт сложился и в странах Евросоюза, где доля технологий, которые разрабатывают малые компании, составляет более 20 процентов от всего промышленного производства.
В завершение В.В. Чубаров напомнил о значимости механизма урегулирования споров посредством медиации, в том числе, в сфере интеллектуальной собственности. ТПП РФ обладает большим практическим опытом в этой сфере. При Палате действует Коллегия посредников по проведению примирительных процедур, а в системе ТПП РФ – более 60 коллегий (центров медиации). При поддержке ТПП РФ в Суде по интеллектуальным правам работает комната примирения. Медиаторы Коллегии посредников при ТПП России участвуют в урегулировании споров в области интеллектуальной собственности на стадии судебного разбирательства. ТПП России заключено соглашение о сотрудничестве в области медиации с Федеральной нотариальной палатой. Аналогичные соглашения заключаются между нотариальными палатами и торгово-промышленными палатами субъектов Российской Федерации. В коллегиях посредников системы ТПП РФ уже формируется положительная практика нотариального удостоверения медиативных соглашений.
Председатель Суда по интеллектуальным правам Л.А. Новоселова отметила рост числа споров, связанных с защитой интеллектуальных прав, в арбитражных судах в 2022 году на 32 процента, в 2023 году – еще на 24 процента. Было указано на увеличение количества требований о взыскании компенсации. В 2023 году суммы, взысканные по требованиям, связанным с нарушением интеллектуальных прав, увеличились на 22,5 процента по сравнению с 2022 годом. На сегодняшний день сумма заявленных требований по 2023 году составляет 31 млн. рублей компенсации, при этом приблизительно 1/3 от этих сумм удовлетворяется. Председатель Суда по интеллектуальным правам обратила также внимание на то, что споры о взыскании компенсации представляют много трудностей и для суда, и для сторон. Она напомнила, что Конституционным Судом Российской Федерации было принято несколько постановлений, в которых статьи Гражданского кодекса Российской Федерации о компенсации были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, и выразила надежду на то, что рассматриваемый в Государственной Думе законопроект, подготовленный, в том числе, с участием Верховного Суда Российской Федерации, позволит решить давно назревшие проблемы в области применения ответственности за нарушения в сфере интеллектуальной собственности.
Руководитель Роспатента Ю.С. Зубов подчеркнул динамику патентной активности в России по сравнению с предыдущими годами: количество таких заявок выросло почти на 10 процентов. Причем российские заявители смогли компенсировать падение, которое наблюдалось в связи с сокращением зарубежных заявок. Динамика импортозамещения прослеживается в основном в росте заявок на полезные модели на 15 процентов, хотя в предыдущие годы фиксировались, как правило, отрицательные результаты.
По его словам, за последние четыре года российские IT-разработчики на 70 процентов обеспечили прирост количества заявок на регистрацию программ для ЭВМ.
В 2023-2024 годах российские заявители обеспечили 36 процентов роста заявок на регистрацию товарных знаков.
Ю.С. Зубов также напомнил, что на платформе Роспатента был запущен сервис по поиску информации о действующих товарных знаках, зарегистрированных в Российской Федерации. Этот сервис становится все более востребованным, поскольку бесплатен и экономит время и достаточно серьёзные финансовые средства.
На пленарном заседании также выступили Директор московского офиса Всемирной организации интеллектуальной собственности П.Г. Спицын, советник президента Евразийского патентного ведомства Э.Ф. Маммадов, заместитель председателя Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, Генеральный директор «Галифанов, Мальков и партнеры» Р.А. Мальков, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации» В.В. Кукава, Директор по интеллектуальной собственности и нематериальным активам ПАО «АФК «Система» Д.Н. Маркин, руководитель патентного направления ПАО «Сбербанк» Б.В. Герасин, член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, партнер «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» М.Ю. Дивина.
Рекомендации Форума направлены в профильные органы государственной власти Российской Федерации.
Глава ТПП РФ Сергей Катырин выступил на парламентских слушаниях по параметрам налоговой системы
В Государственной Думе депутатский корпус, представители фракций, руководителей регионов и муниципалитетов, деловых объединений, экспертного и научного сообществ обсудили основные приоритеты, на которых должна выстраиваться новая справедливая система налогообложения.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, открывая слушания, заявил следующее: «Все понимают: нам надо законодательство менять в сторону улучшения, потому что плоская налоговая шкала, зарекомендовав себя, не решает тех задач, которые сейчас необходимы. Мы развиваемся, а каждый этап развития требует, в том числе изменения законодательства».
Далее выступил Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, сообщив о том, что налоговая система должна быть стабильной и предсказуемой, а также обеспечивать поступление ресурсов для решения масштабных государственных задач в социально-экономической сфере, стимулировать инвестиционную активность компаний, поддерживать здоровую конкуренцию и создавать равные условия. Он подчеркнул, что Минфин России поддерживает предложение депутатов и бизнеса, озвученное в рамках проведенных консультаций, не повышать ставки НДС, рост которых может привести к разгону инфляции.
Кроме того, Минфин России предлагает расширить налоговый механизм поддержки инвестиций, в первую очередь, для высокотехнологичных проектов путем применения инвестиционного налогового вычета. «В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина предлагаем повысить коэффициент к расходам на НИОКР с 1,5 до 2», — сообщил глава финансового ведомства.
Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что налоговая система должна быть справедливой, сбалансированной, то есть обеспечивать возможность выполнения государственных и социальных задач, национальных целей. Он подчеркнул, что в значительной степени подходы Правительства РФ, бизнеса, регионов, муниципалитетов по направлениям совершенствования налоговой системы совпадают.
Далее выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он отметил, что изменение налоговой системы должно положительно отразиться на малообеспеченных и многодетных семьях, участниках СВО и других категориях граждан. «Они должны ощутить, что для них эти изменения в налоговой системе принесли пользу, улучшили их положение», — сказал он.
Также Глава ТПП РФ подчеркнул, что от налоговых изменений, в первую очередь, должен выиграть бизнес, который работает честно.
«Надо, что бы изменения стимулировали тех, кто сегодня честно работает у себя в регионе, кто вкладывается в новые технологии, роботизацию, цифровизацию, вкладывается в увеличение зарплат своих сотрудников и в НИОКР. Тогда мы увидим соответствующую отдачу от бизнеса», — сказал Сергей Катырин.
Он также указал на существенную разницу в финансовой обеспеченности разных регионов и муниципалитетов и необходимость создания условий для сохранения интереса в повышении условий ведения бизнеса со стороны глав субъектов РФ и глав муниципалитетов. По словам Сергея Катырина, «главное условие роста в доходах регионов и муниципалитетов – это наличие стимулов для развития бизнеса».
Президент ТПП РФ также отметил, что необходимо сдержать обещание не повышать налоговые ставки для самозанятых и оставить действующий режим без изменений до 2028 года.
Он также указал на необходимость установления плавного бесшовного перехода с возможностью вернуться на более низкие ставки. «Надо дать возможность не только двигаться вверх, но и, если что-то не складывается, дать возможность обратно вернуться в малый бизнес», — сказал Глава ТПП.
По вопросу НДФЛ Сергей Катырин поддержал возможность установления повышенной ставки для лиц, которые зарабатывают большие суммы, отметив, что для более эффективной работы прогрессивной шкалы требуется не простое повышение налогов, а установление плавной шкалы. «Здесь тоже надо сделать плавное движение вверх. Дифференциация даст возможность более справедливо подходить к налогообложению», — подчеркнул Президент ТПП РФ.
Сергей Катырин также поддержал предложения по проведению амнистии по дроблению бизнеса. При этом он отметил, что под критерии дробления попадают не только те, которые уклоняются от уплаты налогов, но и компании, которые подпадают под «дробление» по формальным признакам, например, семейный бизнес. По его словам: «Растет семья, растут направления деятельности, отделяются, к ним часто приходит налоговая. И говорит – это дробление». В связи с этим, глава ТПП РФ предложил сформулировать более справедливые признаки определения дробления и подходы в процессе доказывания схем дробления.
Кроме того, Президент ТПП РФ указал на необходимость поставить препоны для тех компаний, которые прибыль создают в России, а затем уводят ее в зарубежные офшоры.
Также Сергей Катырин подчеркнул важность усилий в стимулировании бизнеса вкладываться в научные разработки, отметив значительный перевес участия государства в данном направлении.
«Для того, чтобы вкладывались в НИОКР должны быть соответствующие стимулирующие изменения налогообложения. Тогда мы сможем рассчитывать, что науку и НИОКР будут двигать не только государство, но и бизнес и не только самый крупный», — отметил глава Палаты.
Помимо этого, бизнес должен продолжать участвовать в обсуждении грядущих изменений. «Нам бы очень хотелось, чтобы на предметных обсуждениях в комитетах принимали участие предприниматели, не только объединения предпринимателей, но и сами бизнесмены, которые могли бы высказываться по тем или иным вопросам, которые будут обсуждаться», — сообщил он.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин поддержал Президента ТПП РФ, заверив, что как только Государственная Дума перейдет к обсуждению конкретных цифр в обязательном порядке будут приглашены представители бизнеса и руководители ведущих деловых объединений для рассмотрения соответствующих изменений. Он также отметил, что налоговая система должна быть справедливой для граждан и бизнеса, и должна создавать условия для развития предпринимательства.
Сергей Катырин подчеркнул, что бизнесу необходимо подготовиться к изменениям, которые планируется ввести с 1 января 2025 года и, соответственно, их необходимо принять в текущую весеннюю сессию.
Палата предложила Правительству РФ пути решения проблемы взимания и администрирования неналоговых платежей
ТПП РФ совместно с отраслевым бизнесом провела анализ вопросов, связанных с неналоговыми платежами, и направила письмо в Аппарат Правительства РФ с соответствующими предложениями.
Палата указала на то, что оценка тяжести для предпринимателей бремени лишь налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, без оценки некодифицированных платежей не даёт полного и достоверного представления о реальной фискальной нагрузке на бизнес. Подробный анализ, инвентаризация и систематизация некодифицированных платежей, в свою очередь, могли бы улучшить деловой климат страны. Учитывая это, ТПП РФ в очередной раз предложила следующие меры:
1. Провести анализ и систематизацию некодифицированных платежей с учетом последних изменений в законодательстве, в том числе, планируемых.
2. Создать единый реестр неналоговых платежей на основе представленного Палатой перечня платежей, сгруппировав их с учетом особенностей каждого платежа (ввести укрупненную группировку платежей).
3. Отменить или реформировать платежи, не имеющие достаточного экономического обоснования, например, если цели установления соответствующего платежа были достигнуты, а взимание платежа в настоящее время уже утратило целесообразность.
4. Усовершенствовать порядок и механизмы взимания некодифицированных публичных платежей, в особенности тех, которые зачисляются не в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а непосредственно администратору или уполномоченной организации, поскольку в настоящее время отсутствуют механизмы публичного контроля за их целевым использованием и должные гарантии прав плательщиков.
5. Закрепить общие принципы установления и взимания некодифицированных публичных платежей и правила ведения реестра в отдельном федеральном законе «О регулировании обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме того, ТПП РФ представила актуализированный общий перечень неналоговых платежей федерального уровня, которые уплачивает бизнес.
В указанный перечень включено 66 платежей, которые целесообразно включить в единый реестр неналоговых платежей.
При этом Палата направила предложения бизнеса по некоторым платежам, имеющим излишнюю фискальную, административную нагрузку или отсутствие четких параметров установления и взимания, и выразила готовность совместно с профильными ведомствами проводить работу по систематизации неналоговых платежей и их дополнительному регулированию.
ТПП РФ предлагает упростить маркировку экспортируемых изделий из драгметаллов
В ТПП РФ рассмотрен проект федерального закона № 594968-8 «О внесении изменений в статьи 12.1 и 13 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в части клеймения и нанесения штрихового кода на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), внесенный в Государственную Думу Правительством РФ.
Законопроектом предусматривается добровольный порядок клеймения государственным пробирным клеймом ювелирных и других изделий из драгоценных металлов отечественного производства, предназначенных для экспорта в государства, не входящие в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), при условии нанесения непосредственно на изделие двухмерного штрихового кода. Нанесение двухмерного штрихового кода на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов будет осуществлять Федеральная пробирная палата.
ТПП РФ предлагает при доработке законопроекта предусмотреть добровольное нанесение двухмерного штрихового кода (Дата Матрикс кода) непосредственно на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства, направляемые на экспорт за пределы стран ЕАЭС.
В ряде стран нанесение на ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов клейма двухмерного штрихового кода рассматривается, как дефект изделий. Двухмерные штриховые коды наносятся на ювелирные изделия только в Российской Федерации. В других странах у импортеров нет потребности в их наличии.
В целом нанесение штрихового кода одновременно на ювелирное изделие и на прикрепленную к нему бирку представляется избыточным, особенно с учетом сохраняющегося требования о нанесении оттиска именника и государственного пробирного клейма на ювелирные изделия, реализуемые в России. ТПП РФ в целом поддерживает законопроект.
Введение пониженного уровня ответственности строительных компаний послужит развитию саморегулирования и строительной отрасли
ТПП РФ с учетом предложений представителей саморегулируемых организаций строительной отрасли и на основе анализа правоприменительной практики разработан проект федерального закона «О внесении дополнений в статью 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Законопроект направлен на снижение финансовой нагрузки на строительные организации - члены саморегулируемых организаций, относящиеся к категории малого бизнеса, повышение их конкурентоспособности на рынке оказания услуг и выполнения работ в сфере строительства. Проект предусматривает введение дополнительных уровней ответственности таких компаний с учетом цены договора, не превышающей 350 млн. рублей.
С 2017 года в соответствии с ГрК РФ в саморегулируемой организации строительной отрасли для обеспечения ответственности ее членов предусмотрено формирование двух компенсационных фондов, размер взноса в которые зависит от уровней ответственности членов саморегулируемой организации, сформированных, исходя из сумм договорных обязательств. При этом между первым и вторым уровнями ответственности существует сравнительно большой разрыв в ценах договоров для взноса в компенсационные фонды. Так, первый уровень ответственности предусмотрен, если цена договора строительного подряда составляет до 90 млн. рублей, а второй уровень начинается по договору стоимостью до 500 млн. рублей.
Вместе с тем, большинство договоров в строительной отрасли заключаются в ценовом пределе до 90 млн. рублей. При этом количество контрактов, заключенных членами саморегулируемых организаций с уровнями ответственности до 90 млн. рублей и до 500 млн. рублей, которые относятся к категории малого бизнеса, более чем в 5,5 раз превышает количество заключенных договоров остальными членами СРО.
В настоящее время наблюдается рост стоимости строительства, вызванный изменением экономической обстановки в стране и увеличением стоимости строительных материалов. Именно поэтому стоимость заключаемых договоров может увеличиваться, что представляет собой лишь небольшое превышение уровня ответственности, но приводит к переходу во второй уровень ответственности и существенному росту финансовых затрат на обеспечение и зачастую негативно отражается на рентабельности ведения деятельности.
На проект получен положительный отзыв Минэкономразвития России.
ТПП РФ предложила обновить правила оборота гражданских воздушных судов
ТПП РФ подготовила и направила в Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры предложения о совершенствовании некоторых действующих правовых норм о праве собственности и владения на воздушные суда.
Инициатором изменений в действующее законодательство, регулирующее вопросы собственности и сдачи в аренду гражданских воздушных судов, выступила Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), по инициативе которой совместно с ТПП РФ было разработано четыре законопроекта.
В частности, проектом федерального закона «О признании утратившими силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» и отдельных положений законодательных актов РФ» предлагается отменить обязательную регистрацию прав собственности на воздушные судна. Одновременно в Воздушном кодексе Российской Федерации предлагается закрепить положения, конкретизирующие вопросы осуществления государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними в рамках процедуры регистрации гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, что будет являться достаточным для удостоверения прав собственности на воздушное судно и идентификации его собственника.
Отдельным законопроектом, вносящим изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предлагается установить государственные пошлины за внесение изменений в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, связанных с государственной регистрацией ограничений (обременений) прав на воздушные суда.
Еще одним проектом федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» предлагается законодательно закрепить механизм применения в гражданской авиации аренды воздушного судна с экипажем, определив порядок заключения договора аренды (фрахтования на время) воздушного судна с экипажем.
Палата полагает, что предлагаемые меры создадут правовую основу для ликвидации административно-правовых барьеров и усовершенствуют систему лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов.
Палата предлагает доработать законопроект об уголовной ответственности за представление в налоговые органы заведомо ложных счетов-фактур или налоговых деклараций
ТПП РФ направила в Правительство РФ замечания по поправкам к проекту федерального закона № 263208-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», которыми предлагалось в новой статье 173.3 УК РФ установить ответственность за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций.
Законопроект был внесен в Государственную Думу еще в декабре 2022 года. На стадии подготовки проекта к первому чтению ТПП РФ направила в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству заключение, в котором предлагала исключить из законопроекта ответственность за сбыт подложных налоговых деклараций, ограничившись введением уголовной ответственности в отдельной статье 327.2 УК РФ за сбыт заведомо подложных счетов-фактур, если такие действия сопряжены с извлечением дохода в крупном размере.
Рассмотренным в апреле 2024 года проектом поправок Правительства РФ, в отличие от первоначальной редакции законопроекта, в той же проектной статье 173.3 УК РФ предложено криминализировать действия по организации деятельности по представлению в налоговые органы и (или) сбыту заведомо ложных счетов-фактур и (или) налоговых деклараций от имени юридических лиц, образованных через подставных лиц, либо с использование персональных данных, полученных незаконным путем, с извлечением дохода от такой деятельности.
По мнению Палаты, в проектируемой поправками норме не учтено то обстоятельство, что действия по «представлению в налоговые органы подложных счетов-фактур или налоговых деклараций» охватываются признаками составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, либо могут быть квалифицированы с учетом положений статьи 33 УК РФ «Виды соучастников преступления». В этой связи возникает коллизия проектных и действующих норм.
Кроме того, описание объективной стороны преступления, предусмотренного проектной статьей 173.3 УК РФ, не позволяет однозначно определить субъект получения дохода в крупном размере от совершаемых преступных действий, которым может являться как сам налогоплательщик, так и организатор сбыта подложных счетов-фактур.
Профильный совет ТПП РФ предложил усовершенствовать взаимодействие контрольных и надзорных органов с саморегулируемыми организациями
28 мая Совет ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности на своем заседании обсудил ряд предложений по совершенствованию взаимодействия контрольных и надзорных органов с саморегулируемыми организациями.
В частности, представителями саморегулируемых организаций было предложено дополнить Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» следующими положениями:
- предусмотреть обязанность контрольно-надзорных органов заблаговременно уведомлять СРО о проведении плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, являющихся членами СРО. При этом предусмотреть возможность для саморегулируемых организаций корректировать план проверок своих членов с учетом уже проведенных органом исполнительной власти контрольно-надзорных мероприятий;
- предоставить право представителям управляющих органов и ответственных лиц СРО присутствовать при проведении проверок субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, являющихся членами СРО, а также позволить им знакомиться с материалами проверки и предоставлять пояснения по вопросам осуществления деятельности проверяемым лицом (при наличии информации).
Также участниками заседания была рассмотрена практика дисциплинарного производства в системе саморегулирования кадастровой и другой деятельности, а также организация саморегулирования в блогерской сфере.
Предложения по совершенствованию взаимодействия СРО с контрольными и надзорными органами будут направлены в Минэкономразвития России.
Для незаконно находящихся на территории России мигрантов установят режим «высылки»
27 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 614967-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается ряд новелл, направленных на модернизацию российского миграционного законодательства и решение отдельных вопросов обеспечения национальной безопасности в миграционной сфере.
В частности, предлагается дополнить Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» положениями, вводящими новый миграционный режим высылки, который будет устанавливаться в отношении иностранных граждан, не имеющих права законного нахождения в Российской Федерации. Это может быть связано как с истечением срока временного пребывания в Российской Федерации или миграционных документов, аннулированием разрешения на временное проживание, вида на жительство, так и с совершением противоправного деяния.
Суть названного режима заключается в ограничении возможности реализации незаконно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином отдельных прав, а также в существенном расширении применяемых к нему мер контроля за его местонахождением в России.
В качестве таких ограничений предусматриваются следующие запреты: изменять место жительства или место пребывания в РФ без разрешения органа внутренних дел; выезжать за пределы территории субъекта РФ, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает); управлять транспортными средствами и получать водительские права; приобретать или отчуждать недвижимое имущество, транспортные средства и самоходные машины и регистрировать в государственных органах данное имущество; заключать брак; учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; заключать кредитный договор, открывать банковские счета, осуществлять переводы денежных средств, другим способом распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах в банках и других кредитных организациях РФ, за исключением покупки товаров из расчета 30 тыс. рублей в месяц и проездных документов для выезда из РФ.
Таких лиц предлагается также размещать в специально отведенных для этого помещениях территориальных органов МВД России без решения суда на срок до 48 часов с возможностью его продления.
Одновременно предлагается уменьшить срок временного пребывания иностранных граждан до 90 суток в течение года.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которыми предлагается наделить судебных приставов полномочиями по исполнению решений органов внутренних дел (полиции) о выдворении иностранных граждан за пределы РФ.
Коротко:
4 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 592805-8 «О внесении изменения в статью 1359 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Законопроект направлен на уточнение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, связанных с введением в гражданский оборот лекарственных препаратов. Предлагаемый законопроект создает правой механизм для повышения лекарственной безопасности российских граждан, защиты интересов отечественных производителей лекарственных препаратов, повышения эффективности бюджетных расходов на государственные закупки лекарственных препаратов, стабилизации фармацевтического рынка и усиления на нем конкуренции. При этом коммерческие интересы владельцев объектов авторских и смежных прав также не ущемляются.
5 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 594956-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за нарушения требований в связи с проведением сводных отчетов загрязнения атмосферного воздуха, а также соблюдения квот выбросов загрязняющих веществ).
8 апреля в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 595821-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроектом предлагается сформировать правовые условия и механизмы, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджет. Предполагается, что сведения о перевозчиках, осуществляющих перевозки грузов на коммерческой основе за плату, а также о принадлежащих им транспортных средствах, будут включаться в общедоступный единый реестр перевозчиков грузов. Исключение сведений из реестра влечет прекращение права на осуществление перевозок грузов.
10 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 598922-8 «О внесении изменений в статьи 278-2 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Законопроект разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина об укреплении технологического суверенитета Российской Федерации и предусматривает введение мер налогового стимулирования организаций, осуществляющих инвестирование в высокотехнологичный, инновационный сектор экономики. Проектом предлагается предоставить право на применение инвестиционного налогового вычета для организаций при осуществлении ими венчурных и(или) прямых инвестиций в инновационные проекты и (или) инновационную деятельность посредством участия в договорах инвестиционного товарищества. Также законопроектом предусмотрены требования к указанным договорам.
16 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 603410-8 «О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается, что минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
19 апреля в Государственную Думу группой сенаторов Российской Федерации внесен проект федерального закона № 607314-8 «О внесении изменений в статьи 146 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Законопроект разработан в целях оптимизации налоговой нагрузки на управляющую компанию территориями опережающего развития (ТОР). Так, предлагается закрепить, что НДС не облагается имущество, передаваемое из государственной или муниципальной собственности на безвозмездной основе обществу, управляющему ТОР, а также в отношении его дочерних обществ.
Кроме того, предлагается при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывать доходы в виде имущества, передаваемого не только управляющей компании ТОР, но и ее дочерним обществам.
24 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 611266-8 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» (в части изменения порядка совершения перевода денежных средств в рамках безналичных переводов по распоряжению клиента). Законопроектом предусматриваются поправки в целях расширения сферы применения положений Закона «О национальной платежной системе» в отношении случаев составления распоряжений операторами по переводу денежных средств в пользу исполнения собственных платежей и взыскателями средств, а также установления и разграничения полномочий Минфина России и Банка России. В частности, предполагается, что Минфин будет утверждать по согласованию с ЦБ РФ необходимые правила безналичных расчетов, а также устанавливать форму распоряжения клиента-физлица для осуществления бюджетных и казначейских платежей.
3 мая в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 617592-8 «О внесении изменения в статью 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Законопроект разработан в целях ограничения размера штрафа, взыскиваемого судом с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в пользу потребителя, в целях соблюдения принципа разумности, соразмерности и справедливости. Существующая мера защиты нарушенных прав потребителя, а именно отсутствие ограничения размера штрафной санкции, по мнению депутатов, значительно ухудшает имущественное положение исполнителя вплоть до банкротства, что оказывает негативное влияние на ведение и развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
15 мая в Государственную Думу председателями обоих Палат Федерального Собрания Российской Федерации и председателями профильных комитетов внесен законопроект № 625769-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предусматривающий:
- право Роструда осуществлять контроль за соблюдением работодателем обязательств в сфере трудового законодательства перед работниками по соглашениям;
- возможность временного перевода работников на другую работу с другими условиями труда к стороннему работодателю по направлению службы занятости (в случае приостановки производства или при поступлении запроса работодателя, испытывающего потребность в работниках) (новая глава 12.1 ТК РФ);
- возможность создания межведомственных комиссий в субъектах Российской Федерации по противодействию формированию задолженности по заработной плате;
- возможность переноса в Трудовой кодекс Российской Федерации норм старой редакции Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» об особенностях предоставления персонала частными агентствами занятости или другими юридическими лицами и ряд иных изменений.
Законопроект направлен на проработку в подразделения ТПП РФ.
___________________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ