Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества
№ 190 июнь 2024 года
ТПП РФ предложила внести изменения в проект федерального закона № 639663-8 о параметрах налоговой системы
ТПП РФ в Государственную Думу направлены заключение к первому чтению и предложения по поправкам второму чтению проекта федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поправки, в частности, предусматривают: освобождение от НДС организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения и зарегистрированных в районах Крайнего Севера, а также некоммерческих организаций. Кроме того, предлагается установление для плательщиков УСН не обязанности, а права уплаты НДС, когда заявление будет подаваться теми налогоплательщиками, которые сами хотят стать плательщиками НДС.
Учитывая социальную направленность налоговых вычетов, предложено сохранить возможность получения физическими лицами стандартных, социальных, имущественных налоговых вычетов с доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
ТПП РФ предлагает сохранить действующие налоговые льготы для получателей страховых услуг с учетом необходимости развития институтов формирования долгосрочных накоплений граждан.
Законопроект предусматривает получение стандартного налогового вычета на детей только у налогового агента, являющегося работодателем. Обоснование для такого усложнения порядка получения вычетов не приведено. Причем такое изменение вступает в некоторое противоречие с декларируемой проектом целью поддержки семей с детьми. Учитывая изложенное, ТПП предложено исключить вводимое ограничение из законопроекта.
При определении критериев по региональному инвестиционному налоговому вычету предлагается снять ограничения по амортизационным группам (действующий региональный вычет можно получить только по 3-7 группам, где срок полезного использования объекта от 3 до 20 лет). Это позволит расширить возможности бизнеса для инвестирования в основные фонды.
Палата считает целесообразным предусмотреть положения, согласно которым отказ от дробления бизнеса заключается в уплате каждым из участников группы налогов по общей системе налогообложения, если совокупная сумма доходов или других показателей участников группы превышает пределы, предусмотренные для применения специальных налоговых режимов.
Предлагается дополнительно прописать, что амнистия распространяется на часть решений, неисполненных до 1 января 2025 г. Это позволит обеспечить равное право всех налогоплательщиков на участие в амнистии и их соответствующую мотивацию к отказу от дробления на будущие периоды, то есть позволит вовлечь в процесс отказа от дробления бизнеса больший круг предпринимателей.
Палата предлагает уточнить механизм получения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ)
ТПП РФ подготовлено заключение на предложения Министерства экономического развития Российской Федерации по доработке проекта федерального закона № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части параметров федерального инвестиционного налогового вычета, а также на проект постановления Правительства РФ «О порядке применения федерального инвестиционного налогового вычета».
Палата считает, что все основные параметры и базовые принципы применения федерального инвестиционного налогового вычета, в том числе размер суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет РФ, должны быть определены в статье 286.2 НК РФ. В свою очередь конкретные условия применения федерального инвестиционного налогового вычета следует закрепить в постановлении Правительства РФ «О порядке применения федерального инвестиционного налогового вычета» или в виде дополнений в закон о совершенствовании налоговой системы.
ТПП РФ выступила против установления категории налогоплательщиков, имеющих право на применение вычета, с обязательным включением в реестр соответствующих проектов, ведение которого осуществляется государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ». Данная мера может значительно сузить круг налогоплательщиков, которые смогут воспользоваться федеральным инвестиционным налоговым вычетом. Для бизнеса предпочтительно, что бы в рамках определения соответствующих критериев вычета был предусмотрен максимально упрощенный порядок его применения. Таким образом, инвестиционный процесс не будет ограничен сдерживающими факторами, а также затруднен существенными административными издержками.
Также предложено увеличить размер федерального инвестиционного налогового вычета с 50 процентов до 70 процентов для улучшения возможностей налогоплательщиков по применению вычета. Предложено увеличить с пяти до семи лет возможность учета суммы расходов, превышающие предельную величину федерального инвестиционного налогового вычета.
В отношении определения налогового периода, в котором может производиться уменьшение суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет на суммы федерального инвестиционного налогового вычета, предложено предусмотреть в проекте два варианта определения периода уменьшение суммы налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет на суммы федерального инвестиционного налогового вычета. При этом предлагается предусмотреть право налогоплательщика применить вычет в более раннем периоде, когда выполнено одно из условий – ввод в эксплуатацию или полная оплата основных средств и нематериальных активов и изменения их первоначальной стоимости.
ТПП РФ предложила доработать законопроект «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по экономической политике направлены предложения по поправкам ко второму чтению проекта федерального закона № 632206-8 «О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Концептуально поддерживая законопроект, Палата предложила привести в соответствие с действующим законодательством используемые в законопроекте термины и уточнить предлагаемые проектом понятия.
В частности, в качестве «технологического суверенитета Российской Федерации» предложено определить независимость Российской Федерации в сфере развития технологий, выражающейся в наличии критических и сквозных технологий, собственных линий разработки критических и сквозных технологий и условий производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на их основе, обеспечивающих устойчивую автономность Российской Федерации при достижении собственных национальных целей развития, реализации и защите национальных интересов, а также при создании продукции (выполнения работ, оказания услуг) с применением указанных технологий.
Квотирование количества или доли легковых такси в регионах не позволит развивать рынок легковых перевозок
Палатой отмечено, что практика организации таксомоторных перевозок в стране свидетельствует о негативном отношении профессионального сообщества и уполномоченных органов к квотированию количества (или доли) легковых такси в регионе, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные правом ограничения максимального количества легковых такси на своих территориях, не пользовались им за последние 11 лет.
Кроме того, по мнению Палаты, устанавливаемые законопроектом в редакции проекта поправок требования по соблюдению минимальной доли электромобилей, создают дискриминационные условия, ставят в неравное положение хозяйствующие субъекты, осуществляющие перевозки легковым такси.
Предложения по повышению эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции должны носить согласованный характер
ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками направлено заключение на проект федерального закона № 614967-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается дополнить Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» положениями, вводящими новый миграционный режим высылки в отношении иностранных граждан, не имеющих права законного нахождения в Российской Федерации.
Разделяя необходимость повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, ТПП РФ законопроект в текущей редакции не поддерживает, поскольку его положения дублируют нормы разработанного МВД России и внесенного в Правительство Российской Федерации комплексного проекта федерального закона «Об условиях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также условиях их пребывания и проживания на территории Российской Федерации».
Кроме того, некоторые положения законопроекта противоречат принципам осуществления миграционного учета, установленным Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9.
Также Палата считает, что вводимый законопроектом правовой институт «высылки» и механизмы его реализации входят в противоречие с порядком применения такой меры государственного принуждения, как административное выдворение. При этом законопроект не предлагает какого-либо нового механизма, который однозначно бы не позволял иностранному гражданину, находящемуся в России с нарушением установленных правил, и далее находиться на территории Российской Федерации, а также вынуждал бы его лично обращаться в органы МВД России для выезда из России или осуществить выезд самостоятельно.
В ТПП РФ обсудили ответственность за нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в полиграфическом бизнесе
5 июня состоялось совместное заседание Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, Рабочей группы по содействию бизнесу по развитию интеллектуальной собственности в регионах и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций на тему: «Ответственность за нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в полиграфическом бизнесе».
На мероприятии обсуждалась ответственность типографии за нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Предприниматели поделились опытом предотвращения нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности. Как отметили представители типографского бизнеса, в большинстве случаев при заказах от физических лиц возникает много вопросов и при получении подозрительных технических заданий они отказывают, чтобы избежать ответственности (печать коробок дорогостоящих препаратов от рака, изображения известных товарных знаков, наклеек на автомобильное масло и др.). Тем не менее, при проверке своих клиентов типографии зачастую стоят перед выбором запрашивать ли документы или терять заказ. В заключение представители типографий заявили, что обязаны убедиться в добросовестности клиента, будут отрабатывать внутренние процедуры и брать на себя ответственность за выполнение заказа, но при мелких и оперативных тиражах они хотели бы освободиться от проверки добросовестности контрагента в виду нецелесообразности таких действий, обилия подобных заказов и потери большого количества времени. На заседании присутствовали представители бизнеса, науки, Минцифры России, а также эксперты и юристы.
Пенсии работающих пенсионеров начтут индексировать
26 июня Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статью 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» (об индексации размеров страховых пенсий работающих пенсионеров).
В соответствии с Федеральным законом с 1 января 2025 года страховые пенсии работающих пенсионеров подлежат ежегодной индексации наравне с пенсионерами, оставившими работу. При этом к размеру неиндексированной за последние 8 лет страховой пенсии работающим пенсионерам после 1 января 2025 года будет выплачиваться только сумма индексаций, что не сможет в ближайшие годы существенно повлиять на увеличение размера пенсий работающих пенсионеров и на продолжение ими трудовой деятельности. После завершения пенсионером работы страховая пенсия будет актуализирована на размер всех ранее предусмотренных (за 8 лет) индексаций так, как это происходит в настоящее время.
Одновременно законопроектом предусмотрено, что финансирование валоризации величины расчетного пенсионного капитала (т.е. актуализации пенсионных прав за период до введения страховых пенсий в 2001 году) будет осуществляться не только за счет трансфертов федерального бюджета, как в настоящее время, но и за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Решение об объемах средств страховых взносов и трансфертов федерального бюджета на эти цели будет определяться ежегодно в рамках бюджетного законодательства.
В настоящее время каждый пенсионер или лицо, выходящее на пенсию, имеет стаж работы за период до 2001 года, требующий валоризации. Актуарные расчеты расходов на валоризацию в предстоящие годы не представлены, что не позволяет оценить размер средств страховых взносов, которые могут направляться на эти цели. Вместе с тем, по мере выхода на пенсию новых поколений застрахованных лиц, начавших работать после 2001 года, размер средств страховых взносов на эти цели будет постепенно снижаться.
В ТПП РФ рассмотрен пакет законопроектов о внесении изменений в Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
В соответствии с первым законопроектом Земельный кодекс Российской Федерации планируется дополнить понятием «освоение земельного участка из состава земель населенных пунктов» и предусмотреть срок освоения - не более 3-х лет, в который не будет включаться срок рекультивации земельного участка. К садовым и огородным земельным участкам станут применяться положения об освоении земельных участков, расположенных в населенных пунктах. Признаки неиспользования земельных участков, перечень мероприятий по освоению садовых и огородных земельных участков будут установлены Правительством Российской Федерации.
Второй законопроект предусматривает обязанность собственников зданий, сооружений приобрести в собственность или в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых эти объекты недвижимости расположены; обязанность лица после завершения строительства здания, сооружения осуществить его кадастровый учет и регистрацию прав на объекты недвижимости; возможность эксплуатации объектов капитального строительства только после регистрации прав на них, а также использование земельных участков согласно их целевому назначению и разрешенному использованию и другие вопросы.
При доработке первого законопроекта ТПП РФ предлагает уточнить, что правообладатель земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования земельного участка из установленных видов разрешенных использований (за исключением вспомогательных, допустимых только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам разрешенного использования).
Также в целях устранения правовой неопределенности в отношении даты, с которой следует исчислять срок освоения земельного участка, Палата предлагает для различных случаев указать конкретные сроки начала отсчета времени на освоение земельного участка (в зависимости от даты возникновении права собственности на земельный участок, изменения целевого назначения земельного участка, отсутствия транспортной и иной инфраструктуры и др.). Вступление в силу законопроектов планируется с 1 марта 2025 года.
Коротко:
1 июня в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 638828-8 «О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предлагается дополнить ГК РФ специальными правилами на случай, когда в результате незаконного использования товарного знака оказываются нарушены права сразу нескольких лиц, являющихся правообладателями сходных до степени смешения обозначений.
6 июня в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации внесен проект федерального закона № 642757-8 «О внесении изменений в статьи 20.4 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 290-ФЗ статья 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 3.1, предусматривающей, что дело об административном правонарушении, связанном с несоблюдением обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Указанные изменения законодательства об административных правонарушениях предусматривают возможность возбуждать дела об административных правонарушениях только после проведения на объекте надзора внепланового контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом. В связи с этим должностные лица органов государственного пожарного надзора, в рамках процессуальных действий, проводимых по фактам пожаров, лишились возможности привлекать к административной ответственности лиц, виновных в возникновении пожаров, и иных лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) на которых произошел пожар, в том числе земельных участках, без проведения внеплановой выездной проверки, согласованной с органами прокуратуры.
Законопроект устраняет сложившийся пробел.
14 июня в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается сформировать правовые условия и механизмы, обеспечивающие защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, поступление дополнительных доходов в бюджет. Проектом также предусматривается включать в единый реестр перевозчиков грузов сведения о перевозчиках, осуществляющих возмездные перевозки грузов, а также о принадлежащих им транспортных средствах. Исключение сведений из реестра влечет прекращение права на осуществление перевозок грузов.
18 июня в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 650375-8 «О внесении изменений в статью 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьи 10-1 и 17 Федерального закона «О защите конкуренции».
Законопроектом предлагается расширить в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» перечень субъектов, являющихся аффилированными лицами юридического лица.
В Федеральном законе от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предлагается изменить редакцию статьи 101, предусмотрев возможность распространения запрета монополистической деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющим деятельность в различных сферах, для чего предлагается изменить наименование указанной статьи. В дополнение к существующему запрету монополистической деятельности в сфере электронной коммерции предлагается установить такой запрет в сфере распространения наружной рекламы.
28 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 659262-8, который направлен на сокращение сроков отдельных процедур, связанных с предоставлением указанных земельных участков. В частности, процедур организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка. Сокращение сроков процедур при предоставлении земельных участков направлено на ускорение вовлечения их в гражданский оборот.
28 июня в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 658358-8 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», подготовленный в целях сокращения нелегального оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Законопроектом предлагается установить обязанность кредитных организаций направлять в Росфинмониторинг сведения о проведении операций с ДМДК, о зачислении денежных средств на счет или списании денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, на сумму свыше 1 млн. рублей.
___________________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности