Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества
№ 191 сентябрь 2024 года
СРО будут быстрее узнавать о проверках своих членов
Минэкономразвития России поддержан разработанный ТПП РФ проект федерального закона «О внесении изменений Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проект предусматривает процедуру направления в саморегулируемую организацию (СРО) уведомления контролирующим органом о предстоящих проверках в отношении предпринимателей, которых она объединяет.
Ввиду того, что в законодательстве не предусмотрена процедура информирования СРО для участия ее представителей в соответствующих контрольных мероприятиях, СРО получает сведения о проверках чаще всего тогда, когда они уже начались. Принимая во внимание, что СРО в основном имеет небольшой кадровый состав, направить сотрудника или эксперта для своевременного участия в проверках зачастую не представляется возможным.
В законопроекте Палатой предложено установить срок и порядок направления в СРО уведомления контролирующим органом о предстоящих проверках в отношении ее членов по аналогии с уже урегулированной в законодательстве процедурой оповещения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проверки. Так, срок направления СРО уведомления, в случае принятия законопроекта, будет составлять не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки и не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки.
В ТПП РФ обсудили цифровые решения и интеллектуальные права
17 сентября прошло совместное заседание Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности и Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции на тему: «Цифровые решения и интеллектуальные права».
В дискуссии приняли участие заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Георгий Котляр, заместитель председателя Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Руслан Мальков и председатель Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Алексей Федоров, заместитель председателя Совета ТПП РФ по развитию электронной коммерции Александр Логунов, начальник Управления нормативного и методического обеспечения ФГАУ «Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта» Екатерина Лоскутова и др.
Участники обсудили влияние цифровых сервисов на развитие интеллектуальной собственности, произошедшую цифровую трансформацию в сфере правового регулирования интеллектуальной собственности.
Заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Георгий Котляр отметил, что перед экономикой стоит задача помочь развитию искусственного интеллекта (далее – ИИ) как экономического актива и как самостоятельной отрасли. На различных площадках уже обсуждается целый ряд проблемных вопросов: кому принадлежат права на объект, созданный ИИ, как его охранять, необходимо ли регистрировать? Пока нет системного регулирования и необходимо обеспечить консенсус внутри страны по работе ИИ, взаимодействию между разработчиками и правообладателями, авторами. Георгий Котляр отметил роль ТПП РФ, которая на своей площадке организовала такую важную дискуссию, и выразил уверенность, что в течение нескольких лет мы придем к желаемому результату.
Актуальность внедрения технологий искусственного интеллекта в российской промышленности в условиях санкций значительно возрастает в связи с необходимостью повышения производительности труда на промышленных предприятиях. Этому способствует комплекс принятых мер государственной поддержки, а также своевременный анализ проблем внедрения технологий искусственного интеллекта. В качестве барьеров внедрения ИИ-решений на промышленных предприятиях бизнесом были отмечены: недостаток финансирования, дефицит компетентных кадров, избыточные и устаревшие нормативные правовые акты, мешающие внедрению ИИ-решений, консервативное руководство, отсутствие методик и трудности планирования внедрения ИИ-решений, риски несовместимости ИИ-решений с отечественным программным обеспечением.
Участники заседания отметили также, что стремительное развитие интернета создало новые вызовы для защиты интеллектуальной собственности, включая случаи нарушения авторских прав и несанкционированного использования контента. Также были рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся взаимодействия между цифровыми платформами и правообладателями.
Предложения по этим и другим вопросам будут направлены в профильные органы власти.
ТПП РФ предлагает доработать законопроект о заключении договоров на перевозку железнодорожным транспортом на условиях «вези или плати»
В Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры направлено заключение Палаты по проекту федерального закона № 684551-8 «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»».
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», установив взаимную ответственность грузоотправителей и перевозчиков, что, по мнению разработчиков, позволит гарантировать загрузку перспективных перевозочных мощностей, а также обеспечить перевозку грузов в рамках долгосрочных договоров.
Палата отметила, что законопроект нуждается в доработке, так как его положения не предусматривают необходимых условий полной симметричности механизма взаимодействия сторон.
Законопроект, устанавливая обязательство грузоотправителя по внесению платы по принципу «вези или плати», ставит естественную монополию перевозчика в заведомо выгодные условия, не ограничивая её в возможности по необоснованному списанию платы с грузоотправителя за неоказанные услуги по перевозке без документального подтверждения вины грузоотправителя в непредоставлении обусловленного договором объёма груза.
Кроме того, предлагаемые законопроектом меры не решают проблему невыполнения участниками перевозочного процесса заявок, поскольку в законодательстве отсутствуют нормативные сроки для перевозчика по приёму груза к перевозке.
Палатой было предложено предусмотреть в законопроекте следующие изменения:
- ответственность грузоотправителя в случае нарушений условий договора в части непредъявления грузов к перевозке;
- пересмотреть положения законопроекта о том, что перевозчик освобождается от ответственности в случаях, если грузы не были приняты для перевозки по причинам, зависящим от грузоотправителя, либо вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
- установить сроки уплаты перевозчиком штрафа в случае нарушения договорных обязательств (в случае неприема грузов для перевозки).
ТПП РФ предложила установить кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса раз в три года
В Комитет Государственной Думы по финансовому рынку направлено заключение по проекту федерального закона № 684400-8 «Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика-субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика-физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Законопроект предоставляет возможность получить кредитные каникулы для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятых). Льготный период предоставляется по одному договору не чаще, чем раз в пять лет, по заявлению заемщика без предъявления к нему специальных требований.
ТПП РФ неоднократно высказывалась в пользу введения кредитных каникул для представителей малого и среднего бизнеса. В этой связи Палата концептуально поддерживает принятие обозначенного выше законопроекта.
Вместе с тем, в условиях непредсказуемости внешней экономической среды и в связи с прогнозом дальнейшего ужесточения Центральным банком России денежно-кредитной политики на фоне роста инфляции предлагается установить возможность использования субъектами малого и среднего предпринимательства права на кредитные каникулы не раз в пять лет, а раз в три года.
Кроме того, в части 5 статьи 4 законопроекта необходимо конкретизировать положение о том, что обязанность кредитора направить заемщику уточненный график платежей наступает в течение пяти календарных или рабочих дней.
ТПП РФ предлагает доработать законопроект об актуализации основных понятий в сфере туризма
26 сентября Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона № 587614-8 «О внесении изменений в статьи 1 и 3.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части уточнения понятийного аппарата).
Законопроект предлагает изменить одно из базовых действующих понятий «туристская индустрия» и ввести новые понятия «объекты туристской индустрии», «субъекты туристской индустрии», «туристская услуга», которые должны отражать современные тенденции развития сферы туризма.
В заключении ТПП РФ, направленном в ответственный Комитет Государственной Думы, отмечается, что предусмотренные законопроектом изменения понятийного аппарата в сфере туристской деятельности требуют дальнейшей доработки.
В частности, в определении понятия «туристской индустрии» должна прослеживаться связь субъектов туристской индустрии с объектами, которые приведены далее в законопроекте.
В понятие «туристские ресурсы» планируется включить дополнительный термин «объекты туристской индустрии». Палата отмечает, что это разные понятия: объекты туристской индустрии относятся к инфраструктуре и не являются достопримечательностями и объектами туристского показа, т.е. туристскими ресурсами. Кроме того, не вполне понятно, с какой целью в определении понятия «туристская индустрия» формирование туристских продуктов и предоставление туристских услуг ограничивается пределами определенной территории.
Также ТПП РФ предлагает включить в число «субъектов туристской индустрии» владельцев агрегаторов информации об услугах, оказываемых в сфере туризма, и предусмотреть регулирование их деятельности в соответствии с законодательством о туристской деятельности и о защите прав потребителей.
Палата видит риски неоправданного увеличения числа работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости
Минтрудом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил ведения реестра работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости», который начнет действовать с 1 января 2025 года.
Проектом предусмотрено внесение Рострудом в реестр нелегальной занятости тех работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), в отношении которых вступили в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях по фактам уклонения от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Сведения реестра планируется разместить на сайте Роструда и сделать общедоступными. По истечении года с момента установленного нарушения и при отсутствии новых нарушений работодатель исключается из реестра.
По мнению ТПП РФ, проект Правил ведения реестра работодателей требует доработки. Так, в соответствии с пунктом 3 Правил основанием для включения в реестр будет являться приведшее к административным последствиям «ненадлежащее оформление трудового договора».
В настоящее время термин «ненадлежащее оформление трудового договора» применяется только в части 4 статьи 5.27 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность за данное нарушение в виде административного штрафа (максимальный размер которого для юридических лиц составляет до ста тысяч рублей).
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 № 45 под «ненадлежащим оформлением трудового договора» для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать:
отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, устанавливающей содержание трудового договора;
включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, выявление в тексте трудового договора с работником даже незначительного несоответствия трудовому законодательству может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности и автоматическое внесение в реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости.
По мнению ТПП РФ, отдельные нарушения, допущенные работодателем в трудовом договоре с работником, не могут приравниваться к нелегальной занятости. Этот вывод следует из части 3 статьи 57 ТК РФ, согласно которой отсутствие в трудовом договоре каких-либо обязательных сведений или условий, предусмотренных данной статьей, не является основанием для признания трудового договора незаключенным или для его расторжения.
Палата предлагает также исключить критерий «ненадлежащего оформления трудового договора» из перечня оснований для включения работодателя в реестр.
Наряду с этим, по мнению Палаты, целесообразно предусмотреть включение компании в реестр только за повторное нарушение в виде заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения.
Внесение работодателей в реестр в указанных случаях, по мнению ТПП РФ, способно привести к неоправданному увеличению их числа и репутационным рискам.
Предприниматели получат право уплачивать половину штрафа за правонарушения, выявленные в ходе любого вида государственного контроля (надзора)
Торгово-промышленной палатой Российской Федерации поддержан важный для бизнеса проект федерального закона «О внесении изменения в статью 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанный Минюстом России
Законопроектом предлагается уточнить положения КоАП РФ, предусмотрев льготный порядок уплаты административного штрафа (50% в течение 20 дней после вынесения соответствующего решения) в отношении правонарушений, выражающихся в несоблюдении требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, которое может быть установлено в рамках любого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В настоящее время законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия.
Состоялось первое заседание рабочей группы по международному налогообложению
4 сентября в ТПП РФ состоялось первое заседание рабочей группы по международному налогообложению Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики. В мероприятии, проводимом в очном и в онлайн формате, приняли участие более 30 представителей бизнеса - участников рабочей группы.
Ключевыми направлениями деятельности рабочей группы будет являться формирование позиции бизнес-сообщества по значимым вопросам международного налогообложения и рассмотрение практических сложностей в части налогообложения в отдельных странах.
На заседании были обсуждены вопросы налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), специальных налоговых режимов для редомицилируемых компаний, налоговые последствия прекращения деятельности иностранных компаний в России, применение действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, трансфертное ценообразование в сделках с участием иностранных организаций и др.
Представленный перечень тем было предложено дополнить темой, касающейся налогообложения прощения задолженности и безвозмездно полученного имущества по долгам не только иностранной материнской компании, но и по долгам прочих иностранных компаний, а также рассмотреть тему налогообложения прощения долгов для физических лиц в случае введения санкций, а также по долгам, номинированным в иностранной валюте.
Руководитель рабочей группы Сергей Щелкалин отметил, что создаваемая площадка рабочей группы призвана аккумулировать актуальные вопросы и мнения представителей бизнеса и выявить пути решения проблемных вопросов.
Коротко:
6 сентября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 713607-8 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»».
Законопроектом устанавливается положение, согласно которому в отношении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости при реализации их торговыми сетями на территории Российской Федерации устанавливаются предельные торговые наценки. При этом размер предельных торговых наценок устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, но не может превышать для хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю продовольственными товарами, более 5 процентов к отпускной цене производителя таких товаров, а для организаций розничной торговли - более 15 процентов к отпускной цене производителя таких товаров. Также закрепляется перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, на которые может быть установлено ограничение вышеуказанной торговой наценки.
9 сентября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 714779-8 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О рекламе»». Законопроектом предлагается установить требования к направлениям социальной рекламы, которая должна размещаться рекламораспространителями в рамках пятипроцентного годового объема распространяемой ими рекламы. Устанавливается, что не менее двадцати процентов распространяемой таким образом социальной рекламы должно быть направлено на популяризацию здорового образа жизни и (или) занятий физической культурой, а также патриотического воспитания граждан.
13 сентября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 717759-8 «О внесении изменений в статью 1362 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предлагается предоставить возможность лицензиатам обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения, полезной модели или промышленного образца. Такое право предоставляется в определенных случаях: патентообладатель связан с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, при отказе от исполнения лицензионного договора о предоставлении права использования объекта патентных прав и др.
13 сентября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 718154-8 «О внесении изменений в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»». Законопроект направлен на снижение административной нагрузки на субъекты внешнеэкономической деятельности в части исключения представления избыточных документов для подтверждения факта получения освобождаемых от таможенных пошлин товаров (при экспорте нефти сырой, газового конденсата и газа природного сжиженного).
16 сентября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 718538-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предлагается дополнить статьи 128.1, 158, 159, 159.6, 163 и 165 УК РФ квалифицированными составами преступлений, предусматривающими повышенные меры ответственности за совершение указанных преступлений с использованием изображения или голоса (в том числе, фальсифицированных или искусственно созданных) потерпевшего или иного лица, а равно с использованием их биометрических персональных данных.
18 сентября в Государственную группой депутатов внесен проект федерального закона № 720464-8 «О внесении изменений в статью 6.1-1 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»».
Законопроектом предлагается обеспечить заемщиков по договорам потребительского кредита (займа), по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой (далее - кредитный договор (договор займа), проживающих на территориях, в пределах которых введен правовой режим контртеррористической операции, правом на получение кредитных каникул по договорам потребительского кредита (займа).
20 сентября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 722148-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект подготовлен в целях снижения административной нагрузки на патентных поверенных, в частности, упрощения процедуры их регистрации в Реестре. Проектом предусматривается внесение в статью 7 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЭ «О патентных поверенных» изменений, исключающих выдачу свидетельства патентного поверенного, а также оплату государственной пошлины за выдачу указанного свидетельства.
Подтверждением регистрации гражданина, аттестованного в качестве патентного поверенного, согласно законопроекту, является запись в Реестре.
Для регистрации в Реестре гражданина, аттестованного в качестве патентного поверенного, не нужно направлять в уполномоченный орган отдельное заявление. Предусматривается, что такая регистрация осуществляется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня принятия решения квалификационной комиссией об аттестации.
20 сентября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 722043-8 «О внесении изменения в статью 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается введение для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) сроков проведения выездных проверок и взаимодействия с контрольными органами в ходе проведения таких проверок, аналогичных установленным в отношении субъектов малого предпринимательства: для СОНКО, которые по количеству сотрудников приравниваются к малым предприятиям - не более 50 часов, для СОНКО, численность которых соответствует микропредприятиям - не более 15 часов взамен 10 рабочих дней.
___________________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности