Аналитическая записка ТПП РФ о состоянии и проблемах законотворчества № 192 за октябрь 2024 года

Аналитическая записка

о состоянии и проблемах законотворчества

№  192                                                                                         октябрь 2024 года

 

ТПП РФ провела  XX Всероссийский налоговый форум по теме: «25 лет Налоговому кодексу РФ» 

С 29 - 31 октября в ТПП РФ состоялся юбилейный  XX Всероссийский налоговый форум на тему: «25 лет Налоговому кодексу РФ».

В рамках Форума было проведено 8 тематических секций, на которых были обсуждены такие важные вопросы, как дробление бизнеса, трансфертное ценообразование, налоговые льготы для инвесторов, налоговый контроль, международное налогообложение и др.

31 октября на пленарном заседании выступил Президент ТПП РФ С.Н. Катырин. Он напомнил, что 31 июля 1998 года была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в которой заложены современные принципы налогообложения и налогового администрирования. До принятия этого первого кодифицированного налогового акта в России насчитывалось порядка сотни налогов и сборов, которые зачастую произвольно устанавливались на всех уровнях власти. При этом, как отметил Президент ТПП РФ, налоговое законодательство корректируется и сейчас. Так, в 2024 году был принят Федеральный закон от № 176-ФЗ о внесении изменений в ч. 1 и ч. 2 Налогового кодекса РФ. 22 октября Государственная Дума приняла новый Федеральный закон, который скорректировал ряд новых параметров налоговой системы.

По словам Сергея Катырина, в ТПП РФ положительно оценивают исключение обязанности для плательщиков единого сельскохозяйственного налога и налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, освобожденных от обязанности уплаты НДС, составлять счета-фактуры.

При этом у бизнеса сохраняется ряд предложений по донастройке налогового законодательства и правил налогового администрирования. Он пояснил, в частности, что одна из самых обсуждаемых сегодня тем – это тема «дробление бизнеса» и параметры налоговой амнистии.

18 октября 2024 года были выпущены первые официальные Методические рекомендации ФНС России по применению налоговой амнистии дробления бизнеса.

В указанных рекомендациях, в частности, отмечено, что, если налоговые органы обнаружат риски дробления бизнеса у налогоплательщиков, то они будут об этом уведомляться. При этом у бизнеса остаются вопросы, например, как можно самостоятельно определить, имеется ли в его деятельности признаки дробления? Эти и другие вопросы были переадресованы ТПП РФ Федеральной налоговой службе.

Сергей Катырин также напомнил, что с 1 января 2025 года в соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ вступают в силу поправки, существенно изменяющие порядок применения упрощенной системы налогообложения.

Так, для предпринимателей, применяющих УСН, вводится обязанность уплачивать НДС при обороте свыше 60 млн. рублей. При этом будет выбор: либо применять общие ставки 20% и 10%, либо льготные – 5% при выручке до 250 млн. и 7% при выручке от 250 до 450 млн. рублей.

Сергей Катырин заявил также о целесообразности вернуться к вопросу отмены НДС с авансов. В настоящее время в российском законодательстве сохраняется правило, при котором НДС необходимо уплачивать с авансов, поступивших от покупателей. Таким образом, уплата НДС происходит еще до момента возникновения объекта налогообложения, что противоречит экономической сущности НДС, заметил он.

По его словам, особенно актуальной данная проблема будет являться для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в 2025 году станут плательщиками НДС. В связи с этим ТПП РФ предлагает отменить уплату НДС с авансов, что значительно упростит администрирование НДС, особенно для субъектов малого бизнеса.

Вопросы совершенствования налогового законодательства были затронуты в ходе пленарного заседания Заместителем руководителя ФНС Виктором Бациевым. По его словам, ФНС России постоянно реализует масштабные проекты по сокращению общих издержек бизнеса. Данные проекты включают в себя комплексный сервис «Старт бизнеса онлайн», масштабирование электронного документооборота, автоматизированную упрощенную систему налогообложения, бездекларационное администрирование по налогу на имущество и др.

Отдельно Виктор Бациев затронул тему налогового мониторинга. По его словам, участники налогового мониторинга, представляющие 568 организаций из 20 отраслей экономики, в 2024 году обеспечили 1/3 налоговых доходов федерального бюджета. Он также рассказал о параметрах входа в налоговый мониторинг в 2025 году. Для этого необходимо, по его мнению, иметь более 80 млн. уплаченных налогов в год, а годовой доход и стоимость активов должны превышать 800 млн.

Виктор Бациев в своем выступлении также затронул тему налоговой амнистии дробления бизнеса. Он отметил, что если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса с 1 января 2025 года, то действие амнистии распространится на три года – налоговые периоды 2022, 2023 и 2024 годов. При этом, если отказ от дробления бизнеса за 2025 и (или) 2026 годы произойдет только после назначения выездной налоговой проверки за 2022 и 2023 годы, то указанные периоды попадут под амнистию. В этом случае налогоплательщик должен будет уточнить налоговые обязательства и за 2024 год.

Кроме того, Виктор Бациев напомнил о новых параметрах налоговой системы, которые будут действовать с 2025 года, и сообщил, что ФНС России будет продолжать во взаимодействии с ТПП РФ и бизнесом совершенствовать такие проекты, как единый налоговый счет и федеральный инвестиционные вычет.

На пленарном заседании также выступили: заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Артем Кирьянов, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», заместитель председателя налогового совета ТПП РФ Сергей Пепеляев, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, управляющий партнер «KEPT» Михаил Орлов и другие. 

Роспатент готов к диалогу с бизнесом по вопросам интеллектуальной собственности

17 октября в ТПП РФ состоялась встреча из цикла мероприятий «Встречи на Ильинке» с участием руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности Зубова Ю.С. Как отметил Президент ТПП РФ Сергей Катырин, ТПП РФ и Роспатент регулярно ведут диалог по вопросам интеллектуальной собственности. ТПП РФ плотно работает с Роспатентом по актуальным для бизнеса темам. Значение интеллектуальной собственности за последнее время существенно выросло, она носит сквозной характер, все 34 комитета и совета ТПП РФ занимаются этими вопросами.

Во вступительном слове Ю.С. Зубов рассказал о ключевых направлениях деятельности Роспатента и реализации предпринимательских инициатив в сфере интеллектуальной собственности. Глава Роспатента сообщил также, что системно внедряются инструменты для превращения интеллектуальной собственности в экономический актив и создаются максимально благоприятные условия для взаимодействия предпринимателей с государственными ведомствами. В 2024 году для российских изобретателей, ученых, предпринимателей был открыт новый цифровой IT-продукт – поисковая платформа. В ней агрегировано более 150 млн. единиц патентной информации: это и российская информация, и зарубежные патенты. Платформа позволяет в бесплатном режиме вести патентный поиск. Также в апреле этого года заработал Центр содействия опережающим технологиям. За короткий период времени Центру уже удалось провести более 100 экспертиз изобретений. Предпринимателям – авторам этих работ были даны рекомендации, каким образом необходимо комплексно обеспечить охрану своих изобретений. В результате были поданы соответствующие заявки, изобретатели получили патенты.

На мероприятии обсуждались иные важные вопросы защиты интеллектуальной собственности и развития взаимодействия бизнеса и государства. В дискуссии приняли участие заместитель председателя Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Руслан Мальков и другие члены Совета, эксперты Палаты, ее профильных комитетов и представители деловых кругов.

Предпринимателей интересовали вопросы развития услуг и сервисов Роспатента, охраны региональных брендов, в том числе, при производстве воды и винодельческой продукции, изменения в международных системах регистрации объектов интеллектуальной собственности, защиты патентных прав в сфере фармацевтики.

Представитель Спортмастера, член Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Л. Климова задала вопрос, рассматривается ли возможность выдачи электронных изменений к свидетельствам на товарные знаки при продлении срока действия права на товарные знаки? Руководитель Роспатента сообщил о том, что в настоящее время прорабатывается введение реестровой модели деятельности ведомства. Необходимо пройти этот путь для упрощения работы с объектами интеллектуальной собственности. В результате все изменения будут вестись в цифровом формате на сайте Роспатента.

Вопрос представителя Союза производителей соков, воды и напитков Л. Хомич касался пресечения выпуска в оборот товаров-имитаторов, принадлежащих недобросовестным производителям. Потребителю сложно отличить такие поддельные товары, добросовестные производители несут репутационные и финансовые потери.

Руководитель Роспатента предложил совместно с заинтересованными органами и экспертами ТПП РФ поработать над обсуждением создания единой системы идентификации, уведомления, подходящих методов для создания прецедента жесткого реагирования на недобросовестную конкуренцию, чтобы отбить желание подделывать (имитировать) товары.

 Юрий Зубов отметил, что Роспатент делает все для того, чтобы бизнес мог зарабатывать на интеллектуальных правах, чтобы они стали ликвидным активом, способным создавать дополнительный ресурс для российской экономики. При поддержке Правительства РФ Роспатент системно внедряет инструменты для превращения интеллектуальной собственности в экономический актив и создает максимально благоприятные условия компаниям, которые инвестируют в инновации.

Все вопросы, поступившие от региональных торгово-промышленных палат, комитетов и советов ТПП РФ, но не прозвучавшие на встрече, были направлены для рассмотрения в Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Президент ТПП РФ Сергей Катырин выразил уверенность в том, что встречи с Роспатентом будут продолжены. 

Малый бизнес не будет составлять счета-фактуры 

22 октября Государственной Думой принят Федеральный закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом вводятся новые условия применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства: выплаты до 1,5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) будут облагаться по общему тарифу 30%, а превышающие 1,5 МРОТ - по пониженному тарифу 15% (ранее пониженный тариф в 15% применялся к выплатам, превышающим 1 МРОТ).

Кроме того, Законом предусмотрено, что с 1 января 2025 года специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН) будет доступна во всех регионах России (сейчас в рамках проводимого эксперимента АУСН можно применять только в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане). В регионах, которые еще не участвуют эксперименте, решение о введении АУСН будут принимать власти субъектов Российской Федерации.

Помимо этого в 2025 году компании и индивидуальные предприниматели, применявшие в 2024 году упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы» и не использовавшие в тот период товары, работы и услуги, смогут получить вычеты по НДС. Также в 2025 году можно будет принять к вычету входной НДС со стоимости основных средств и нематериальных активов, если в 2024 году при работе с применением упрощенной системы налогообложения эти основные средства не были введены в эксплуатацию, а нематериальные активы не были приняты к учету.

Также Законом изменяется порядок применения патентной системы налогообложения (ПСН) в 2025 году. Так, при получении в 2024 году дохода свыше 60 млн. рублей индивидуальные предприниматели не смогут применять ПСН.

ИП будет вынужден перейти на упрощенную систему налогообложения с уплатой НДС и снова перейти на ПСН появится возможность только в 2026 году, если в 2025 году доход не превысит 60 млн. рублей.

Среди положительных нововведений, предусмотренных Законом, следует выделить исключение обязанности составления счета-фактуры плательщиками единого сельскохозяйственного налога и налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, освобожденными от обязанности уплаты НДС (организации, у которых за календарный год сумма доходов не превысила в совокупности 60 миллионов рублей).

Закон вступает в силу с 29 октября 2024 года, при этом ряд наиболее значимых изменений, касающихся АУСН, вычетов по НДС и новых правил патентной системы вступят в силу с 1 января 2025 года. 

ТПП РФ предложила скорректировать некоторые расходы будущего бюджета на 2025-2027 года 

В Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам направлено заключение ТПП РФ и поправки ко второму чтению по проекту федерального закона № 727320-8 «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

Палата концептуально поддержала законопроект.

Вместе с тем, Палатой предложено скорректировать несколько тематических разделов бюджета: малое и среднее предпринимательство; социальная политика; развитие транспортной системы и перевозок, инвестиционный климат; поддержка производства и реализации изделий народных художественных промыслов, легкая промышленность и др.

Особое внимание было обращено Палатой на сокращение расходов по многим госпрограммам, направленным на развитие предпринимательства. Предложено пересмотреть планируемые расходы в сторону увеличения с тем, чтобы как минимум сохранить их на уровне, заложенном в прошлогоднем бюджете.

Учитывая, что малым агробизнесом обеспечивается около 40% производимой сельскохозяйственной продукции, а фермерские хозяйства составляют основу для формирования местных бюджетов, предложено  включить мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации в новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» с выделением соответствующего объема средств федерального бюджета на их реализацию. В сторону увеличения предложено пересмотреть размеры субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров, так как сокращение доходов перевозчиков в итоге приведет к снижению транспортной доступности. Неснижаемость ежегодного финансирования предложено обеспечить реализации Федерального проекта «Повышение инвестиционной активности», а также выделить дополнительные субсидии российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства камвольных и (или) поливискозных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах.

Палатой также отмечена необходимость сохранения на уровне темпов инфляции объема выделяемых субсидий организациям народных художественных промыслов, большинство из которых являются малыми и микропредприятиями.

В Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам направлено заключение ТПП РФ и поправки ко второму чтению по проекту федерального закона № 727320-8 «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».

Палата концептуально поддержала законопроект.

Вместе с тем, Палатой предложено скорректировать несколько тематических разделов бюджета: малое и среднее предпринимательство; социальная политика; развитие транспортной системы и перевозок, инвестиционный климат; поддержка производства и реализации изделий народных художественных промыслов, легкая промышленность и др.

Особое внимание было обращено Палатой на сокращение расходов по многим госпрограммам, направленным на развитие предпринимательства. Предложено пересмотреть планируемые расходы в сторону увеличения с тем, чтобы как минимум сохранить их на уровне, заложенном в прошлогоднем бюджете.

Учитывая, что малым агробизнесом обеспечивается около 40% производимой сельскохозяйственной продукции, а фермерские хозяйства составляют основу для формирования местных бюджетов, предложено  включить мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации в новый национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика» с выделением соответствующего объема средств федерального бюджета на их реализацию. В сторону увеличения предложено пересмотреть размеры субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров, так как сокращение доходов перевозчиков в итоге приведет к снижению транспортной доступности. Неснижаемость ежегодного финансирования предложено обеспечить реализации Федерального проекта «Повышение инвестиционной активности», а также выделить дополнительные субсидии российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства камвольных и (или) поливискозных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах.

Палатой также отмечена необходимость сохранения на уровне темпов инфляции объема выделяемых субсидий организациям народных художественных промыслов, большинство из которых являются малыми и микропредприятиями. 

ТПП РФ предлагает доработать законопроект об ответственности за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности 

16 октября 2024 года Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона № 676837-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается увеличить с трех месяцев до шести месяцев срок давности привлечения к административной ответственности и увеличить размеры штрафных санкций по статье 19.7.5-1 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности.

ТПП РФ направила поправки ко второму чтению законопроекта в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.

Поправками предложено устранить правовую неопределенность вводимых законопроектом норм и уточнить формулировки, исключив возможность широкого их применения.

 Так, если согласно действующей редакции части 1 статьи 19.7.5-1 КоАП РФ ответственность наступает за невыполнение установленных государством требований и порядка представления хозяйствующим субъектом уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, то в редакции законопроекта устанавливается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без направления такого уведомления, что не соответствует названию данной статьи.

По мнению ТПП РФ, предлагаемая законопроектом формулировка указанной нормы КоАП РФ, фактически устанавливает административно-правовой запрет на осуществление предпринимательской деятельности без выполнения определенных условий со стороны предпринимателя, несмотря на то, что действующим законодательством таких условий и запретов не установлено.  

Палата предложила отказаться от запретительных формулировок в тексте законопроекта. Также предложено указать исчерпывающий перечень сведений об изменениях, который должен представлять предприниматель в контрольный (надзорный) орган по  ранее направленному уведомлению о начале предпринимательской деятельности.

 ТПП РФ обозначила предложения российского бизнеса для выхода на рынки стран БРИКС 

11 октября председатель Совета ТПП РФ по  интеллектуальной собственности Дмитрий Фадеев принял участие в открытой сессии на тему: «Интеллектуальная собственность как фактор экономического развития стран БРИКС» в рамках 16-й встречи глав ведомств по интеллектуальной собственности стран БРИКС». Вел мероприятие руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности Ю.С. Зубов.

На мероприятии обсуждались следующие вопросы: роль интеллектуальной собственности в экономическом развитии, ключевые задачи в торгово-экономической и научно-технических сферах, стоящие перед странами БРИКС, а также проблемы, с которыми сталкиваются представители бизнеса в сфере интеллектуальной собственности, и меры профильных ведомств по их решению.

В сессии также приняли участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Максим Колесников, президент Евразийского патентного ведомства Григорий Ивлиев, представители патентных ведомств ОАЭ, ЮАР, Китая, Египта, Бразилии, Эфиопии, Ирана, Индии.

Дмитрий Фадеев озвучил те проблемы, с которыми сталкивается бизнес при патентовании изобретений и полезных моделей в странах БРИКС.

В качестве первой проблемы было отмечено отсутствие единого перечня документов для подачи заявок на патентование изобретений и полезных моделей. Например, в Китае для подачи документов патентному ведомству необходимо предоставить простую доверенность на китайского патентного поверенного, документы заявки (описание, формула, реферат, чертежи) на английском языке. Все остальные документы патентный поверенный в Китае самостоятельно запрашивает из международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Было предложено закрепить единый перечень документов для подачи заявок на патентование изобретений и полезных моделей в странах БРИКС. Также необходимо, по мнению Палаты, разгрузить заявителей от трудозатрат и финансовых издержек.  При этом документы, которые можно получить из ВОИС, не следует требовать от заявителей.

Необходимость перевода документов на язык страны, в которую подаются документы для получения патента на изобретение и полезные модели, – это вторая проблема, на которую обращают внимание предприниматели. Так, перевод на некоторые языки стран БРИКС является дорогостоящим и не всегда имеются специалисты (например, персидский язык). Предприниматели предлагают рассмотреть вопрос о выборе нескольких универсальных языков, на которых можно будет переводить документы.

В некоторых странах БРИКС для подачи документов для получения  патента на изобретение и полезные модели просят пройти сложную и дорогостоящую процедуру легализации документов. В то же время другие страны объединения не требуют легализации документов. Считаем важным унифицировать процессы и требования к легализации документов, - отметил в заключение Дмитрий Фадеев.

СРО будут уведомляться о проведении проверок в отношении их членов

В Государственную Думу с  положительным отзывом Минэкономразвития РФ направлен разработанный ТПП РФ проект федерального закона «О внесении изменений Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проект предусматривает процедуру направления в саморегулируемую организацию (СРО) уведомления контролирующим органом о предстоящих проверках в отношении предпринимателей, которых она объединяет.

Разработка законопроекта была обусловлена отсутствием подобного регулирования в  Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при введенной обязанности контрольных органов уведомлять СРО о проведении проверок ее членов.

Поскольку в законодательстве не предусмотрена процедура информирования СРО для участия ее представителей в соответствующих контрольных мероприятиях, то СРО получает сведения о проверках чаще всего тогда,  когда они уже начались.  В этой связи чаще всего  направить сотрудника или эксперта для своевременного участия в проверках не представляется возможным ввиду небольшого кадрового состава СРО.

В законопроекте предложено установить срок и порядок направления в СРО уведомления контролирующим органом о предстоящих проверках в отношении ее членов по аналогии с уже урегулированной в законодательстве процедурой оповещения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проверки.

Так, срок направления СРО уведомления будет составлять не позднее, чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки и не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки. 

ТПП РФ не поддерживает кратное повышение штрафов для юридических лиц за уклонение от мероприятий, связанных с государственным контролем 

В Государственной Думе рассматривается проект федерального закона № 736449-8 «О внесении изменений в статью 19.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.

При этом штрафные санкции предложено увеличить для должностных лиц в 2 и более раз, а для юридических лиц в разных сферах предпринимательской деятельности – в 5 и более раз. Вместе с тем в пояснительной записке к законопроекту отмечена только необходимость повышения размеров штрафов лишь негативной практикой уклонения от проверок в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг управляющими организациями. А статистических данных и примеров из судебной практики рассмотрения дел о таких административных правонарушениях в пояснительной записке не приведено.

ТПП РФ направлено в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отрицательное заключение по проекту, в котором Палата предлагает дополнительно обосновать повышение размеров штрафов для всех категорий бизнеса.

Палата предлагает доработать законопроект об обязательной классификации всех средств размещения в сфере туризма 

В ответственный Комитет Государственной Думы направлены предложения ТПП РФ по доработке законопроекта № 674018-8 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в части установления законодательных основ обязательной классификации объектов классификации в сфере туристской деятельности).

Законопроектом вводится единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности, в который будут вноситься сведения обо всех классифицированных средствах размещения, горнолыжных трассах
и пляжах. Запрещается предоставление туристских услуг на объектах, не включенных в реестр.

Классификацию средств размещения предполагается вводить в два этапа: на первом этапе предприниматель сам предварительно определяет тип средства размещения и оценку его соответствия требованиям, установленным положением о классификации. На втором этапе категорию средств размещения, горнолыжных трасс или пляжей будет осуществлять организация, осуществляющая классификацию в сфере туристской деятельности.

Предложения ТПП РФ предусматривают:

- информирование туристов о категориях сложности горнолыжных трасс и предусмотренных средствах безопасности путём установки соответствующих информационных знаков, включая информацию о средствах безопасности при эксплуатации горнолыжной трассы или пляжа;

- предоставление средствам размещения права привлекать аккредитованную организацию, осуществляющую классификацию, на этапе предварительного определения типа средства размещения и соответствия его установленным требованиям (т.к. для части средств размещения такая задача может оказаться сложной и повлечь ошибки при первичной классификации);

- установление порядка подтверждения сведений, включаемых в единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности;

- перенос срока вступления в силу законопроекта и переходного периода для отдельных его положений в связи со значительными изменениями классификации средств размещения и необходимостью подготовки большого массива подзаконных нормативных актов и др.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение качества услуг средств размещения и создание равных конкурентных условий для всех участников рынка. 

Коротко:

01 октября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 728668-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».

Законопроектом предлагается в части 5 статьи 171.1 УК РФ закрепить ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или продажу немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также табачной и/или никотинсодержащей продукции без маркировки, предусмотренной законодательством РФ. Кроме того, предлагается закрепить в статье 327.1 (частях третей и четвертых) УК РФ ответственность за изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных специальных (акцизных) марок, защищенных от подделок для маркировки табачной и/или никотинсодержащей продукции, а также ответственность за использование для маркировки табачной и/или никотинсодержащей продукции заведомо поддельных специальных (акцизных) марок, защищенных от подделок.

03 октября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 730138-8 «О внесении изменений в статьи 14.31 и 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается установить, что дополнительным обстоятельством, отягчающим административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (статьи 14.31 и 14.32 КоАП РФ) будет являться совершение данных правонарушений на рынке социально значимых продовольственных товаров.

03 октября в Государственную Думу группой депутатов и сенаторов внесен проект федерального закона № 732839-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей с нарушением требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей, повторное совершение таких нарушений, а также за оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей лицами без включения в установленном порядке в реестр организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оборот метанола и метанолсодержащих жидкостей.

4 октября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 731807-8 «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Законопроектом предусмотрено установление на период 2025 - 2027 годов действия пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, а также расширение состава доходов, учитываемых в необходимой доле доходов от осуществления деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

8 октября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 734186-8 «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Законопроект разработан в целях устранения несовершенства правового регулирования, препятствующего субъектам малого и среднего предпринимательства - производителям лимонадов и напитков, которые изготовлены на основе питьевой или минеральной воды с добавлением сахара, меда или сахарного сиропа, быть получателями финансовой поддержки, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

15 октября в Государственную Думу группой депутатов и сенаторов внесен проект федерального закона № 742012-8 «О внесении изменения в статью 62 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».

Законопроектом предлагается установить временный 3-летний мораторий на действующий запрет перемещения по автомобильным дорогам  специальных транспортных средств, осуществляющих транспортирование твердых коммунальных отходов, так как невозможно определить допустимое 10% превышение массы или нагрузки на ось.

15 октября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 741481-8 «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона             «О банках и банковской деятельности».

Законопроектом предлагается уравнять комиссии кредитных организаций, взимаемых за безналичные переводы денежных средств со счетов юридических лиц (ИП) на банковские счета физических лиц, с размером комиссий, взимаемых банками при проведении идентичных безналичных переводов, совершаемых между счетами юридических лиц и ИП, что позволит устранить дискриминационные практики тарификации, ущемляющие интересы потребителей банковских услуг.

16 октября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 742741-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Законопроектом предлагается признать Центральный банк РФ федеральным органом государственной власти.

17 октября в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 743856-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Законопроект вносит уточнение в порядок и очередность удовлетворения обязательных платежей (налогов, страховых взносов) компаниями и физическими лицами, находящимися в процедуре банкротства. Предложенные проектом изменения основаны на правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 31 мая 2023 г. № 28-П и от 9 апреля 2024 г. № 16-П, судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации и устанавливают приоритет в погашении ряда налоговых обязательств, возникших после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. 

21 октября вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2024 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», который решает проблему «сиротских» произведений, срок охраны которых предположительно не истек, но разрешение на их использование получить невозможно, поскольку неизвестен их автор или правообладатель. Сведения о таких произведениях нужно будет включать в отдельный реестр, а вознаграждения в пользу неизвестного правообладателя за использование объектов авторских и смежных прав - зачислять на номинальный счет организации по управлению правами на коллективной основе.

29 октября Государственной Думой принят Федеральный закон           «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации». Вводится понятие «наставничество в сфере труда» – выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).

В трудовом договоре с работником или дополнительном соглашении к нему указываются содержание, сроки и форма выполнения такой работы, размеры и условия осуществления выплат за наставничество. Размеры и условия осуществления выплат за наставничество работникам бюджетной сферы устанавливаются законодательством Российской Федерации, в иных организациях могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Работник вправе досрочно отказаться от функций наставника. Работодатель также может досрочно отменить это поручение, предупредив работника не менее чем за 3 рабочих дня.

___________________________________________________________________

Департамент законотворческой деятельности ТПП РФ