№ 172 апрель 2022 года
Торгово-промышленные палаты могут быть наделены правом свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы по внутрироссийским договорам
20 апреля Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».
1 мая Закон был подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и вступил в силу 12 мая 2022 года.
С принятием Закона на законодательном уровне подтверждены полномочия торгово-промышленных палат по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы, возникших при реализации договоров, заключенных между российскими субъектами предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств в рамках налоговых правоотношений).
Закон предусматривает также закрепление за ТПП РФ полномочий по определению торгово-промышленных палат, которые свидетельствуют обстоятельства непреодолимой силы, и по установлению порядка выдачи ими соответствующих заключений.
В целях повышения исполнительской дисциплины торгово-промышленных палат Законом закреплены права ТПП РФ по осуществлению контроля за их деятельностью по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы, а также по приостановлению или прекращению полномочий торгово-промышленных палат по свидетельствованию таких обстоятельств в случае выявления неоднократных грубых нарушений палатами установленного порядка выдачи заключений.
Закон возлагает на ТПП РФ обязанность по опубликованию на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечня палат, которые уполномочены свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы, а также по оперативному опубликованию внесенных изменений в указанный перечень.
26 и 27 апреля ТПП России провела очередной Международный форум по интеллектуальной собственности
В рамках Форума состоялось 8 тематических секций и пленарное заседание, в которых приняло участие более 1000 человек, а итоги Форума были освещены ведущими СМИ.
27 апреля состоялось пленарное заседание Форума, модератором которого выступил Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров. Он отметил, что Форум, приуроченный к Международному дню интеллектуальной собственности 26 апреля, проводится Палатой уже четырнадцатый раз.
Перед участниками пленарного заседания с основным докладом выступил Президент ТПП РФ С.Н. Катырин. Он, в частности, отметил, что в связи с введением санкций в отношении России под ударом оказались наработанные годами экономические связи, что не могло не сказаться также на состоянии охраны прав интеллектуальной собственности. В этой связи Правительство РФ, по его словам, уже ввело ряд мер по стабилизации ситуации. ТПП РФ способствует также тому, чтобы иностранный бизнес, включая его интеллектуальную составляющую, долгие годы оставался в России, помогая строить российскую экономику.
С.Н. Катырин выдвинул ряд предложений и инициатив, которые нашли поддержку у бизнеса и органов государственной власти. В частности, Палата предлагает ввести «патентные каникулы», освободив отечественных производителей от уплаты патентных пошлин за поддержание патента в силе на срок до 3 лет. Соответствующий законопроект планируется разработать совместно с профильным комитетом Совета Федерации.
Одновременно предлагается рассмотреть в приоритетном порядке возможность введения инструмента предварительных патентных заявок. Затраты на такие заявки, как правило, значительно ниже, что позволяет за небольшую плату оценить рыночный потенциал изобретения и решить, стоит ли вкладывать средства в изобретение.
ТПП РФ также предлагает ускорить внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части применения при расчете налога на прибыль организаций повышающего коэффициента 3,0 к расходам на заказ у российских научных и образовательных организаций НИОКР, целью которых является создание новых видов продукции для российских предприятий и освоение его производства в РФ.
Глава ТПП РФ также отметил, что Палата разработала ряд своих законодательных предложений. Так, в частности, предлагается упростить процедуру регистрации отчуждения права на товарный знак. Предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в часть четвертую ГК РФ и наделить работодателя правом использовать в ряде специально оговоренных случаев изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные работником.
Кроме того, по его словам, сегодня активно развивается урегулирование предпринимательских споров путем медиации. ТПП РФ предлагает активнее использовать ее большой опыт в этой сфере: при Палате действует Коллегия посредников по проведению примирительных процедур, а в системе ТПП РФ – более 60 коллегий (центров медиации). При поддержке ТПП РФ в Суде по интеллектуальным правам работает Комната примирения. Медиаторы Коллегии посредников при ТПП РФ участвуют в урегулировании споров в области интеллектуальной собственности на стадии судебного разбирательства. Нотариусы законодательно наделены правом удостоверения медиативных соглашений и придания им силы исполнительного документа. Здесь, отметил С.Н. Катырин, виден серьезный потенциал и для развития досудебной медиации. В коллегиях посредников системы ТПП РФ уже формируется положительная практика нотариального удостоверения медиативных соглашений.
Далее выступил Руководитель Роспатента Ю.С. Зубов, рассказавший о работе ведомства. Он отметил, что Роспатент запустил работу Центра содействия опережающим технологиям, который будет координировать наукоемкие проекты, направленные на замещение иностранных продуктов и технологий.
Глава Роспатента также отметил, что количество заявок на изобретения стабильно в последние годы растет, очень заметно активизировались высшие учебные заведения. Санкции в этом году заметно затрудняют решение многих вопросов. Главная задача для ведомства сегодня, по его словам, стимулировать работу отечественных изобретателей и бизнеса, в частности, путем внедрения налоговых мер поддержки.
В ходе пленарного заседания было оглашено приветствие участникам Форума от Председателя Комитета Совета Федерации по науке образованию и культуре Л.С. Гумеровой.
Председатель Суда по интеллектуальным правам Л.А. Новоселова сообщила, что в последние годы стабильно растет количество споров по вопросам интеллектуальных прав – в среднем на 15 процентов в год. По ее словам, уже немало конфликтов разрешается как раз с помощью медиации, благодаря чему почти 10 процентов дел заканчивается или мировым соглашением, или примирительными процедурами.
О работе Евразийского патентного ведомства сообщил участникам конференции его вице-президент Эмиль Маммадов (в среднем в год подается более 3000 заявок на изобретения, причем наиболее активны в этом плане Россия и Беларусь).
Далее выступили представители бизнеса и эксперты: управляющий партнер компании «Зубков и партнеры» Сергей Зуйков, управляющий партнер ООО «Ваш патент» Алексей Робинов, директор по интеллектуальной собственности и нематериальным активам ПАО «АФК «Система» Дмитрий Маркин, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний «Фармацевтические инновации» Вадим Кукава. Они рассказали о работе секций, прошедших в рамках Форума, и о предложениях бизнеса по улучшению ситуации в сфере интеллектуальной собственности.
Подводя итоги пленарного заседания, Вице-президент ТПП РФ В.В. Чубаров отметил, что охрану и защиту российской интеллектуальной собственности сегодня можно обеспечить обязательным соединением усилий государства, законодателей, бизнеса и ТПП РФ как ведущего объединения предпринимателей. В ближайшее время резолюция Форума будет направлена в органы государственной власти.
Правительством РФ разрешен «параллельный импорт»
Постановлением Правительства РФ от 29.03.2022 г. № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» с 30 марта разрешен без согласия правообладателя ввоз в Российскую Федерацию товаров, защищённых товарным знаком (параллельный импорт).
Перечень таких товаров утвержден приказом Минпромторга РФ от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении Перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия», зарегистрированном Минюстом России 06.05.2022 № 68421.
В Перечень, в частности включены топливо минеральное, нефть, фармацевтическая продукция, химические товары, недрагоценные металлы, электрические машины и оборудование и их части, звукозаписывающая аппаратура, железнодорожные локомотивы, подвижной состав и их части, средства наземного транспорта, суда, лодки, а также инструменты и аппараты оптические, медицинские, хирургические, ядерные реакторы и др. (за исключением товаров, зарегистрированных в качестве медицинских изделий).
Уголовная ответственность за исполнение санкций может привести к массовому оттоку бизнеса из страны
Палата направила в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству отрицательное заключение по проекту федерального закона N 102053-8 «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации» (об установлении уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в случае исполнения санкций иностранных государств).
По мнению ТПП РФ, в случае принятия проекта закона, учитывая, что предлагаемые изменения в часть 2 статьи 201 УК РФ сформулированы чрезмерно широко, сложится ситуация, когда, исполняя указание материнской компании о необходимости следования санкциям, руководитель российской дочерней компании будет действовать в соответствии с законными интересами этой компании, но соблюдая санкционные требования, за что в соответствии с положениями законопроекта должна наступить уголовная ответственность. Если же руководитель российской дочерней компании не будет исполнять санкции, он будет совершать действия вопреки интересам материнской компании, злоупотребляя полномочиями, что также неминуемо повлечет уголовную ответственность.
Одновременно иностранные руководители российских коммерческих организаций будут вынуждены исполнять санкции иностранных государств и, в случае неисполнения санкций, подвергать санкционному риску деятельность головного предприятия, находящегося за пределами Российской Федерации, находясь при этом под угрозой уголовного преследования в России в случае исполнения санкций.
В этой связи иностранная компания может принять решение о ликвидации российского представительства (дочерней компании) и уходе с российского рынка. В свою очередь российские граждане, являющиеся руководителями российских дочерних организаций иностранных компаний, не смогут продолжать свою деятельность под угрозой уголовного преследования.
Уход иностранных компаний из России повлечёт потерю рабочих мест, остановку производств и невозможность исполнения обязательств перед российскими заказчиками, а для ряда отраслей российской экономики прекратит возможность сохранения альтернативных решений на российском рынке. Этот процесс также затронет множество российских компаний, которые закупают и устанавливают импортное оборудование, запчасти к нему, составные части выпускаемой продукции и пр.
Кроме этого, предусмотренное проектом наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет за нарушения, влекущие сугубо экономические последствия без причинения иного вреда и тяжких последствий, по мнению ТПП РФ, не соответствует степени общественной опасности предлагаемых к криминализации деяний и не обосновано.
ТПП РФ разработан законопроект об освобождении бизнеса от административной ответственности за недостоверные сведения о количестве товаров, перемечаемых через таможенную границу
ТПП РФ с учетом мнения предпринимательского сообщества разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 16.1 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроектом статья 16.1 КоАП РФ дополняется примечаниями 3 и 4, предусматривающими:
1. Привлечение к административной ответственности лишь в случае, если предоставленные таможенным органам недостоверные сведения о весе брутто и (или) об объеме товаров отличаются в меньшую сторону более чем на 5 процентов от фактического веса брутто и фактического объёма товаров.
2. Возможность освобождения от административной ответственности в случае, когда документы, представленные таможенному органу, содержат достоверные сведения о количестве товаров, выраженном в дополнительных единицах измерения, установленных для таких товаров в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Концепция проекта направлена на устранение неопределенности правоприменения, необоснованного привлечения к административной ответственности участников внешнеэкономической деятельности и злоупотреблений со стороны таможенных органов.
Проект планируется направить на отзывы в профильные федеральные органы исполнительной власти.
Правительство считает необходимым усилить контроль за выполнением работодателями отраслевых соглашений
В ТПП РФ рассмотрен пакет актов, разработанный Минтрудом России во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. № Пр-2576:
1. Проект закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о наделении Роструда полномочиями по осуществлению контроля за выполнением работодателями отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства). Вместе с законопроектом разработан проект постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», предусматривающий соответствующие полномочия Роструда.
По мнению ТПП РФ, наделение Роструда указанными полномочиями не соответствует Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не предусматривающим возможность контроля условий отраслевых (межотраслевых) соглашений в сфере труда в рамках федерального государственного контроля (надзора). Вопросы контроля за соблюдением условий заключенного сторонами соглашения должны относиться к компетенции самих сторон, которые вправе предусмотреть порядок рассмотрения разногласий, возникающих при выполнении соглашения.
2. Проект закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за воспрепятствование осуществлению профессиональными союзами контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений».
Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ новой статьей 19.4.3 КоАП РФ. Часть вторая данной статьи устанавливает административную ответственность за воспрепятствование осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства или условий коллективных договоров, соглашений, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки.
ТПП РФ предлагает исключить часть 2 проектируемой статьи 19.4.3 КоАП РФ, т.к. состав предусмотренного ей правонарушения дублирует часть 1 этой же статьи, а отсутствие беспрепятственного допуска проверяющих лиц либо ограничение их прав при проведении проверки заведомо влекут невозможность ее проведения или завершения.
Разработчику законопроектов направлены заключения ТПП РФ с предложениями по их доработке.
ТПП РФ предлагает расширить перечень экономических преступлений, подпадающих под амнистию
В Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству направлено заключение ТПП РФ по проекту постановления Государственной Думы № 88312-8 «Об объявлении амнистии в отношении граждан Российской Федерации, совершивших преступления небольшой и средней тяжести в сфере экономики».
Концептуально поддержав проект постановления, Палата считает, что он нуждается в определенной доработке.
ТПП предлагает распространить амнистию не только на лиц, осужденных к лишению свободы, но и на лиц, которым назначены другие виды наказания, а также на ряд преступлений из категории тяжких преступлений в сфере экономики и преступлений, связанных с нарушением интеллектуальных прав.
К числу таких преступлений, подпадающих под амнистию, предложено отнести преступления, предусмотренные статьей 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», статью 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав», статью 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» и другие.
В отдельном постановлении предложено определить порядок применения постановления об амнистии, в котором определить порядок принятия следователями и дознавателями решения об отказе в возбуждении уголовного дела, порядок прекращения находящихся в производстве уголовных дел, порядок принятия решений судами по делам, находящимся на рассмотрении, как до вынесения приговора и вступления его в силу, так и после, порядок действий должностных лиц уголовно-исполнительных инспекций, а также администраций учреждений, в которых осужденные отбывают назначенное наказание.
Коротко:
1 апреля вступили в силу положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие прохождение тестирования в отношении неопытных биржевых игроков.
Законодательно предусмотрены тесты по семи группам инструментов и сделок: структурным облигациям, маржинальной торговле, сделкам РЕПО, производным финансовым инструментам, закрытым ПИФ, облигациям без рейтингов, а также по иным инструментам, требующим тестирования, но не вошедшим в первые шесть групп (в этом тесте вопросы посвящены низколиквидным бумагам). Также имеется восьмая группа - иностранные ценные бумаги.
1 апреля постановлением Правительства РФ № 552 в упрощена процедура государственной регистрации медицинских изделий в целях скорейшего вывода их на рынок, позволяющая для отдельных медицинских изделий сократить срок регистрации с 50 до 22 рабочих дней, для других – до 5 рабочих дней. Перечень медицинских изделий, которые можно будет регистрировать в упрощенном порядке, определит специальная межведомственная комиссия, в состав которой будут входить представители Минздрава, Минпромторга и других заинтересованных ведомств.
4 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 99721-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 13-2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Законопроектом предлагается предоставить право оформления бессрочного вида на жительство для высококвалифицированного специалиста (ВКС) и членам его семьи в случае осуществления им трудовой деятельности на территории РФ в качестве ВКС, имеющего вид на жительство сроком не менее двух лет (без привязки к периоду осуществления трудовой деятельности) и осуществления работодателем исчисления, удержания и перечисления налогов в бюджетную систему РФ в отношении ВКС.
4 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 99609-8 «О внесении изменений в статьи 81 и 115 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Законопроектом часть четвертую статьи 81 УПК РФ «Вещественные доказательства» предлагается дополнить предложением, в соответствии с которым учет и хранение изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными доказательствами предметов, до признания их вещественными доказательствами или до их возврата лицам, у которых они были изъяты, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
6 апреля в Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона № 101234-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и иные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав субъектов персональных данных».
Законопроектом вводится обязанность операторов информировать об инцидентах с принадлежащими им базами персональных данных уполномоченные органы власти. Устанавливается прямой запрет операторам на отказ гражданам в оказании услуг при отказе предоставить свои персональные данные (в т.ч. биометрические). На операторов также возлагается обязанность прекратить дальнейшую обработку персональных данных по требованию их владельца в 30-дневный срок. Вносятся изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которыми устанавливается, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия физического лица – субъекта таких данных.
8 апреля Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия от 08.04.2022 № 18-ЗХР «Об отдельных вопросах деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия».
Закон регулирует отдельные вопросы деятельности Союза «Торгово-промышленная палата Республики Хакасия», определяет принципы и формы взаимодействия с органами государственной власти, иными государственными органами и органами местного самоуправления в Республике Хакасия.
В соответствии с Законом ТПП Республики Хакасия участвует в подготовке проектов законов, проектов иных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, а также наделена полномочиями заключать с органами государственной власти и государственными органами, органами местного самоуправления соглашения о сотрудничестве и образовывать совместные консультативно-совещательные органы.
Принятие республиканского закона позволит правильно выстраивать диалог между Торговой-промышленной палатой Республики Хакасии и республиканскими властями с учетом интересов развития бизнеса в регионе.
14 апреля в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 106973-8 «О внесении изменения в статью 200-4 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается исключить из диспозиции статьи 200.4 УК РФ «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» указание на иную личную заинтересованность как мотив преступления, так как диспозиция статьи 200.4 УК РФ в действующей редакции является слишком широкой, что создает риски привлечения к уголовной ответственности по ней практически за любое нарушение законодательства в сфере закупок, если оно повлекло причинение крупного ущерба.
20 апреля в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 109950-8 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Законопроект направлен на увеличение предельного размера страхового возмещения по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, до 3 млн. рублей.
В настоящее время предельный размер страхового возмещения по вкладам составляет 1,4 млн. рублей. Согласно данным Росстата, инфляция за прошедший семилетний период составила 68,16%. Введенные санкции против РФ оказали существенное влияние как на инфляционные ожидания, так и на темпы роста отечественной экономики и стабильность финансовой системы. В таких условиях доверие к финансовым институтам снизилось. Вместе с тем, роль банковских вкладов в жизни общества как средства сохранения денежных средств в текущих обстоятельствах не только не теряет свою актуальность, но и многократно усиливается. Таким образом, для сохранения использования системы банковских вкладов увеличение размера предельного страхового возмещения по банковским вкладам с 1,4 млн. до 3 млн. рублей является оправданным.
22 апреля в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 112181-8 «О внесении изменений в статьи 317 и 424 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Законопроект разработан в целях повышения устойчивости российской экономики в условиях санкций и направлен на отказ от использования валют иностранных государств, а так же на запрет установления цены контракта/договора в привязке к иностранным валютам применяемых внутри страны (за исключением заключения международных контрактов).
Законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 2 статьи 317 части первой Гражданского кодекса РФ, предусматривающий, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Предлагается дополнить статью 424 Гражданского кодекса Российской Федерации новым пунктом 4, согласно которому цена не может определяться в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте или показателю биржевых и (или) внебиржевых индикаторов цен на мировых товарных рынках.
Законопроект предусматривает, что стороны гражданско-правовых договоров должны в течение 30 дней со дня вступления закона в силу внести изменения в гражданско-правовые договоры, в соответствии с пунктом 4 статьи 424 ГК РФ. Для обеспечения действующих экономических отношений, предлагается установить прямой запрет на односторонний отказ от договора (исполнения договора) в связи с необходимостью исполнения обязательств, предусмотренных настоящим законопроектом. Позиция ТПП РФ по законопроекту формируется.
29 апреля постановлением Правительства РФ № 776 утвержден перечень видов деятельности для предоставления предприятиям годичной отсрочки по уплате страховых взносов. Так, отсрочкой платежей по страховым взносам за II квартал 2022 года смогут воспользоваться предприятия, осуществляющие более 70 видов деятельности, в т.ч. в сфере здравоохранения, науки, культуры, туризма, спорта и развлечений, занимающиеся производством пищевых продуктов, одежды, мебели, текстильных изделий, издательской деятельностью.
Отсрочку также получат работающие в этих отраслях индивидуальные предприниматели по страховым взносам, начисленным за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. рублей.
____________________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности