Аналитическая записка
о состоянии и проблемах законотворчества
№ 177 ноябрь 2022 года
Деятельность сорока торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации уже регулируется региональными законами
2 ноября главой Республики Крым С.В. Аксёновым подписан региональный закон № 331-ЗРК/2022 «Об отдельных вопросах осуществления деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Крым», ранее единогласно принятый в двух чтениях Государственным Советом Республики.
Законодательство Республики Крым до принятия указанного закона не учитывало деятельность региональной Торгово-промышленной палаты в системе задач и ресурсов региона. В то же время, ТПП Республики Крым принимает активное участие в социально-экономическом развитии республики. Принятие соответствующего закона дополнит правовое регулирование и окажет положительное воздействие на сложившиеся хозяйственные отношения в регионе.
Среди особенностей регионального закона, разработанного ТПП Республики Крым совместно с ТПП России, с учетом региональной специфики, можно выделить положения, касающиеся развития выставочной, ярмарочной и конгрессной деятельности. Также можно отметить, что в настоящий момент подобные положения отсутствуют в федеральном законе.
Законом также регламентируется порядок взаимодействия ТПП Крыма с законодательной и исполнительной властью субъекта, и закрепляются функции Палаты по развитию институтов альтернативного разрешения споров.
Закон вступил в силу 12 ноября и должен стать важной составляющей правовой системы республики и оказать положительное влияние на деятельность региональной Палаты.
3 ноября опубликован и вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 26 октября 2022 г. № 64-РЗ «О Торгово-промышленной палате Карачаево-Черкесской Республики».
Закон определяет основные направления деятельности ТПП Карачаево-Черкесской области, устанавливает формы взаимодействия с органами государственной власти, предусматривает функции региональной Палаты по подготовке предложений по проектам законов Карачаево-Черкесской Республики, урегулированию споров и др.
Принятие Закона позволит Палате Карачаево-Черкесской Республики оказывать содействие в развитии экономики региона, формировать современную промышленную, финансовую и торговую инфраструктуру, создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности, урегулировать отношения предпринимателей с их социальными партнерами и др.
Принят Закон в интересах правообладателей географических указаний
Советом Федерации 30 ноября одобренФедеральный закон«О внесении изменений в статьи 327 и 334 Федерального закона«О таможенном регулировании в РФ».Ранее Закон в трех чтениях приняла Государственная Дума.
Закон был разработан ТПП РФ по инициативе отраслевого бизнеса и направлен на совершенствование мер по защите прав участников внешнеэкономической деятельности на объекты интеллектуальной собственности.
В настоящее время таможенные органы Российской Федерации при осуществлении таможенных процедур товаров, перемещаемых через таможенную границу, в обязательном порядке защищают права обладателей объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товара, находящихся в этих товарах, включенных по инициативе правообладателей в таможенный реестр.
Однако в отношении географических указаний, содержащихся на перемещаемых через таможенную границу товарах, такая процедура не была предусмотрена. Указанные ограничения не позволяют правообладателям географических указаний инициировать защиту через таможенные органы их прав при осуществлении внешнеэкономической деятельности и влекут финансовые потери собственников в случае незаконного использования третьими лицами результатов их интеллектуальной деятельности.
Нормы принятого Закона предусматривают право для правообладателей направлять запрос о включении географических указаний в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и обязанность таможенных органов защищать права таких собственников.
ТПП РФ предлагает расширить перечень лиц, подлежащих освобождению от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба
По инициативе ТПП РФ в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству внесены поправки к проекту федерального закона № 142292-8 «О внесении изменений в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 28-1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части уточнения возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба), принятому в первом чтении 15 ноября.
Законопроектом предлагается расширить перечень лиц, подлежащих освобождению от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, за счет включения в него лиц, впервые совершивших преступления, связанные с незаконным предпринимательством, незаконной банковской деятельностью, уклонением от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном и особо крупных размерах.
Палата полностью поддерживает законопроект. Однако ТПП РФ считает, что возможности распространения освобождающих от наказания положений УК РФ на более широкий круг лиц, способных в ходе следствия признать вину и возместить причиненный ущерб, не исчерпаны.
В этой связи разработанными ТПП РФ поправками к законопроекту предложено расширить перечень освобождаемых от уголовной ответственности лиц в связи с возмещением ущерба, впервые совершивших преступления, предусмотренные частью второй статьи 146 (Нарушение авторских и смежных прав), пунктом «б» части второй статьи 165 (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), пунктом «в» части второй статьи 178 (Ограничение конкуренции), а также частью второй статьи 185.6 (Неправомерное использование инсайдерской информации) УК РФ. Корреспондирующие изменения предлагается внести и в УПК РФ.
Поправки как и изменения, предлагаемые принятым в первом чтении законопроектом, позволят охватить особо крупные размеры доходов и средств по указанным преступлениям, обеспечить возможность возмещения ущерба, причиненного гражданам, организациям или государству, а также перечисление в федеральный бюджет денежного возмещения, дохода, полученного в результате совершения преступления.
Механизм защиты лиц в рамках процедуры банкротства должен быть более прозрачным
В Государственной Думе готовится к рассмотрению в первом чтении проект федерального закона № 199216-8 «О внесении изменений в статью 61.6 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Законопроект призван защитить интересы граждан, которые утрачивают жилое помещение вследствие признания в рамках процедуры банкротства сделки по его приобретению недействительной.
К первому чтению проекта ТПП РФ направлено заключение в Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, в котором ТПП РФ, поддержав концепцию законопроекта, высказала замечания и предложения по его доработке:
- в проекте следует уточнить моменты, которые несут в себе неопределенность, не учитывают сложившуюся практику работы по банкротству и не соблюдают баланс прав участников процедур;
- в проекте не предусмотрены детальные правила приобретения и определения стоимости жилого помещения гражданином, который ранее приобрел у должника жилое помещение по сделке, признанной недействительной. Поэтому ТПП РФ предлагает уточнить порядок приобретения гражданином жилого помещения на торгах и установления его стоимости;
- вызывают сомнения установленная в проекте обязанность, а не право, арбитражных управляющих обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре судебного акта о признании сделки по продаже гражданину жилого помещения недействительной по вновь открывшимся обстоятельством в связи с тем, что данное помещение не было реализовано в ходе публичного предложения. Учитывая, что именно арбитражный управляющий ранее оспаривал сделку для возвращения имущества должника в конкурсную массу, такая обязанность представляется необоснованной;
- при решении в проекте вопроса об индексации денежных сумм, подлежащих возврату гражданину, приобретшему у должника жилое помещение по сделке, признанной недействительной, целесообразно проработать практическую возможность осуществления таких выплат и предусмотреть источник их возмещения.
Процедура удовлетворения требований кредитора во внеочередном порядке при угрозе катастрофы либо гибели людей нуждается в уточнении
В Государственной Думе рассматривается проект федерального закона № 212656-8 «О внесении изменений в статьи 126 и 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Проект создан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2022 г. № 4-П и вводит механизм удовлетворения требований кредитора во внеочередном порядке при угрозе наступления техногенной и (или) экологической катастрофы либо гибели людей.
ТПП РФ поддерживает концепцию законопроекта, но при этом предлагает его доработать для более эффективного регулирования правоотношений в рамках дела о банкротстве и исключения неоднозначности толкования правовых норм.
По мнению Палаты, требуют конкретизации основания и порядок проведения контрольными (надзорными) госорганами нового мероприятия в виде выездной оценки. Кроме того, нуждаются в уточнении случаи, при которых решение, принятое по итогам ранее проведенного контрольного (надзорного) мероприятия, будет достаточным для подтверждения обстоятельств, характеризующих реальность угрозы и (или) необходимость недопущения возникновения техногенных, экологических катастроф и их последствий либо гибели людей.
Применяемая в законопроекте формулировка о перечне критериев, характеризующих реальность угрозы, вызывает опасения, так как содержит расширительное толкование и дает возможность отнести к таким критериям любое состояние объекта. В этой связи предлагается установить в законопроекте исчерпывающий перечень таких критериев.
Также Палатой отмечается, что положения проекта, обязывающие кредитора не прекращать поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг и (или) не снижать их объем ниже уровня, минимально необходимого для безопасного состояния объекта должника, следует проработать с учетом практической возможности продолжения кредитором поставки товара и выполнения работ (услуг) при отсутствии их оплаты в случае, если конкурсная масса не наполняется или не реализуется.
Соответствующие замечания и предложения направлены в Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям.
Саморегулирование должно быть доступно представителям всех отраслей бизнеса
В Минэкономразвития России ТПП РФ направлены предложения об изменении условий получения статуса саморегулируемой организации.
Предложения разработаны Советом ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности и позволят представителям малочисленных отраслей бизнеса, прежде всего, в лицензируемых видах предпринимательской деятельности, создавать добровольную саморегулируемую организацию. При этом условием ее создания будет объединение в ее составе не менее 26 процентов от общего количества субъектов предпринимательской деятельности определенного вида, определяемого на основании информации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Дело в том, что Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» допускает создание саморегулируемой организации в случае соблюдения обязательного требования - объединения в ней не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности одного вида.
Если же количество предпринимателей меньше установленного законом, как, к примеру, в отрасли по организации и проведению азартных игр, то они не вправе пользоваться институтом добровольного саморегулирования для стандартизации и координации бизнеса.
Вместе с тем, законодатель предоставил возможность организациям в сфере финансового рынка объединяться в составе саморегулируемой организации при численности членов не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности.
Таким образом, предложения ТПП РФ не только позволят расширить права представителей бизнеса, но и привести к унификации правовых норм.
Законопроект о федеральном контроле за выполнением работодателями отраслевых соглашений требует доработки
В ТПП РФ рассмотрен доработанный Минтрудом России проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования осуществления контроля за выполнением соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства» (далее – законопроект), подготовленный во исполнение поручения Президента Российской Федерации (п.п. «и» п. 2 от 31 декабря 2021 г. № Пр-2576) по итогам совещания о ситуации в угольной отрасли Кузбасса.
В новой редакции законопроекта разработчик попытался учесть замечание работодателей о необходимости осуществлять контроль со стороны Роструда только за положениями соглашений, относящимися к вопросам трудового законодательства, поскольку они могут регулировать широкий круг иных вопросов. Вместе с тем, предложенная формулировка о контроле за соблюдением работодателем отраслевых соглашений «по вопросам, установленным трудовым законодательством» допускает широкое толкование и нуждается в уточнении.
Также в законопроекте предлагает разграничить сферы федерального государственного контроля (надзора) за выполнением отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, и контроля со стороны региональных органов по труду за остальными соглашениями, заключаемыми на других уровнях социального партнерства, и коллективными договорами (на уровне компании), если региональный контроль со стороны органов по труду имеет место на практике.
ТПП РФ отмечается, что законопроект не соответствует Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» в части перечня источников, которыми могут быть установлены обязательные требования, а также Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части предмета государственного контроля (надзора). Положения соглашений и коллективных договоров принимаются сторонами добровольно и к обязательным требованиям не относятся.
Вопросы контроля за соблюдением условий заключенного сторонами соглашения в основном должны относиться к компетенции самих сторон социального партнерства, которые вправе предусмотреть в соглашении порядок рассмотрения разногласий.
Также Палатой отмечается, что в законопроекте – спутнике Минтрудом России не учтена согласованная сторонами социального партнерства редакция, предусматривающая равную административную ответственность сторон соглашения или коллективного договора за невыполнение своих обязательств. В законопроекте ответственность отражена только у работодателя.
По мнению Палаты, доработку основного законопроекта следует продолжить.
Минтрудом России разработан новый закон о занятости населения
Минтрудом России разработан новый проект федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающий ряд новаций, в частности:
- изменены правила предоставления и расчета пособий по безработице. Основанием для начисления пособия станет индивидуальный план содействия занятости гражданина, а неисполнение мероприятий плана повлечет прекращение выплат;
- дается определение понятия «самозанятость» и перечислены категории граждан, не являющихся самозанятыми:
лица, имеющие наемных работников, состоящие с ними в трудовых отношениях в качестве работодателя;
лица, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы в текущем году, ниже или выше величин, установленных Правительством РФ;
лица, осуществляющие виды деятельности, установленные Правительством РФ.
- индивидуальные предприниматели (ИП) и самозанятые граждане смогут встать на учет в службе занятости и получать пособие по безработице после официального прекращения деятельности ИП или регистрации в качестве самозанятого;
- Правительство РФ будет утверждать план по борьбе с теневым наймом, одним из мероприятий которого станет создание общедоступного реестра работодателей, привлекающих работников без оформления трудового договора;
- предусмотрено урегулирование платформенной занятости (взаимоотношений самозанятых и ИП с информационными платформами, аналогичными «Яндекс»), при этом оператор платформы сможет устанавливать максимальное количество часов рабочего времени в день для занятых на платформе лиц и осуществлять функции налогового агента по уплате налогов с доходов занятых;
- предусматривается создание некоммерческой организации Совет цифровых платформ занятости, объединяющей представителей платформ и государства, которая будет разрабатывать стандарты качества услуг, осуществлять мониторинг цен на рынке услуг и рассматривать жалобы платформенных занятых.
Минтруд России предполагает вынести законопроект на общественное обсуждение до конца 2022 года. Вступление в силу проекта закона планируется с 1 января 2024 года.
ТПП РФ предлагает учитывать изменение кадастровой стоимости с начала применения изменяемой стоимости для целей налогообложения
В Минфин России направлено предложение Палаты о внесении дополнения в Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 214.10), которое бы предусматривало в случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости определять налоговую базу с учетом измененной (пониженной) кадастровой стоимости объема с даты начала ее применения (т.е. изменяемой кадастровой стоимости).
Изменение направлено на определение справедливой стоимости объекта недвижимости, учитываемой при уплате налога по доходам, полученным от продажи физическим лицом недвижимого имущества, находящегося в собственности правообладателя меньше минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного статьей 217.1 НК РФ.
Если кадастровая стоимость на момент сделки определена некорректно, на бывших собственников (лиц, произведших отчуждение недвижимого имущества) возлагается необоснованно большая налоговая нагрузка, связанная с несовершенством определения кадастровой стоимости методами массовой оценки.
Необходимо отметить, что аналогичные предложению Палаты изменения были внесены Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ в пункт 1.1 статьи 391 и пункт 2 статьи 403 НК РФ о порядке определения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.
Срочные трудовые договоры с мобилизованными приостанавливаются до истечения срока договора
К рассмотрению Государственной Думой во 2 чтении законопроекта
№ 140659-8 «О внесении изменений в статьи 302 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации» подготовлена новая редакция, которая предусматривает возможность расторжения срочного трудового договора с мобилизованными лицами или проходящими военную службу по контракту в связи с истечением срока действия. В течение трех месяцев после окончания военной службы указанные лица имеют преимущественное право поступления на работу по ранее занимаемой должности к прежнему работодателю, а в случае отсутствия вакансии на другую должность или работу, соответствующую квалификации работника либо нижестоящую должность.
Согласно действующей редакции статьи 351.7 ТК РФ все трудовые договоры с мобилизованными лицами, включая срочные, приостанавливались на весь период прохождения ими военной службы.
Коротко:
3 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 227663-8 «О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроектом предлагается установить мораторий на применение мер административной ответственности, предусмотренной положениями части 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, за нарушения валютного законодательства в части возврата и зачисления на счета иностранной валюты по внешнеторговым контрактам в связи с усиливающимся со стороны недружественных государств санкционным давлением на РФ, в том числе на российские компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
С 4 ноября вступил в силу Федеральный закон от 04 ноября 2022 г. № 411-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7.29-2 и 19.6-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законом положения указанных статей КоАП РФ дополнены ответственностью должностных лиц за нарушения положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, а также за невнесение информации о профилактическом мероприятии, контрольном (надзорном) мероприятии в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
10 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 232773-8 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается возможность участия посредством ВКС в судебном заседании суда любой инстанции для всех участников уголовного судопроизводства, возможность подачи в суд документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», информационной системы суда, а также единой системы межведомственного электронного взаимодействия, направление повесток и уведомлений участникам уголовного судопроизводства посредством Единого портала или единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
10 ноября в Государственную Думу Правительством РФ внесен проект федерального закона № 232858-8 «О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Законопроектом предлагается внедрить систему контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути. Предусматривается возможность применения средств контроля и поддержания состояния работоспособности на транспортных средствах, подлежащих оснащению тахографами, а также регистрации информации о времени управления транспортным средством, устанавливается обязанность водителя при регистрации показателей, не совместимых с возможностью дальнейшего управления транспортным средством, сделать перерыв в управлении и продолжить движение, только если средство контроля не регистрирует потерю его работоспособности (потерю внимания водителя).
10 ноября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 232775-8 «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который был разработан в целях стимулирования экономического и гражданско-правового оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Проектом федерального закона предусматривается освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость передачи исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального или двойного назначения, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
14 ноября постановлением Правительства РФ № 2055 утверждены изменения, предусматривающие учет в двойном размере (день за два) страхового стажа мобилизованных, контрактников и добровольцев в период участия их в специальной военной операции (СВО). Такой же расчёт будет применяться и при назначении досрочной пенсии, например, для застрахованных лиц, работавших до участия в СВО в районах Крайнего Севера или на вредных производствах. При этом специальный стаж, дающий право на досрочное получение пенсии, прерываться не будет.
15 ноября в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации внесен проект федерального закона № 235526-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предлагается установить возможность предъявления гражданами исков по своему месту жительства, упразднить институт договорной подсудности, расширить институт профессионального представительства для ведения дел в суде первой инстанции, установить процессуальную обязанность взыскателя (заявителя) направлять должнику копию заявления о вынесении судебного приказа (заявления), увеличить срок составления мотивированного судебного постановления (решения суда, судебного приказа, определения суда) с пяти до десяти дней, повысить сумму исковых требований, которые рассматриваются в порядке упрощенного производства, с 100 до 500 тысяч рублей, установить обязанность суда указывать в судебном акте дату его изготовления в полном объеме на всех стадиях судебного процесса и др.
16 ноября в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 220739-8 «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области возникла необходимость в интеграции новых субъектов в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации. Основным вопросом, который предстоит решить в рамках данной интеграции, является судьба исключительных прав на объекты промышленной собственности, действовавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области на момент присоединения к Российской Федерации на основании официальных документов Украины.
Если лицо подало в уполномоченный орган государственной власти Украины заявку на регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, географического указания или наименования места происхождения товара, но на 30 сентября 2022 года не получило охранный документ Украины, ему будет предоставлена возможность подать в Роспатент заявку на государственную регистрацию соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением даты приоритета по ранее поданной заявке.
ТПП РФ была запрошена позиция бизнеса по данному законопроекту.
17 ноября в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации внесен проект федерального закона № 237135-8 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».
Законопроектом предлагается увеличить размер требований, рассматриваемых в порядке приказного производства, с 500 тыс. до 1 млн. рублей. Размер требований о взыскании денежных средств, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, предлагается увеличить с 800 тыс. до 1 млн. 600 тыс. рублей, если требование обращено к организации, и с 400 тыс. до 800 тыс. рублей, если требование обращено к индивидуальному предпринимателю. К числу требований по делам экономической направленности, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, предлагается отнести требования о взыскании взносов, подлежащих уплате членами некоммерческих организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности. Закрепить обязанности арбитражного суда приостановить производство по делу в случае участия являющегося истцом и/или ответчиком гражданина в проведении контртеррористической операции, боевых действиях или в случае выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов. Из числа документов, прилагаемых к исковому заявлению, предлагается исключить копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Устанавливается обязанность прилагать копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего обращение в суд, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, патентного поверенного, арбитражного управляющего, единоличного органа управления организации, к исковому заявлению, апелляционной, кассационной, надзорной жалобам и др.
___________________________________________________________________
Департамент законотворческой деятельности