ИТ-отрасль
Объявлен налоговый маневр в IT отрасли. О нем чуть ранее уже писали основные СМИ. Президент подтвердил, что в рамках данного маневра предполагается бессрочное и существенное снижение страховых взносов (до 7.5%) и налога на прибыль (до 3%) для IT компаний.
Дьявол в деталях. Президент упомянул, что в настоящее время действуют пониженные страховые взносы для тех, кто занимается разработкой программного обеспечения. И вот для этих компаний будет еще большее снижение налоговой нагрузки. Проблема в том, что текущая льгота по страховым взносам применяется, если 90% доходов поступает от услуг разработки (модификации, адаптации) ПО. А все крупные ИТ-компании получают своих доходы в первую очередь от рекламных услуг.
Учтет ли законопроект специфику деятельности ИТ гигантов или все же налоговый маневр не предполагает участие крупного ИТ-бизнеса, покажет время.
Экономический эффект от льгот будет полностью нивелирован отменой льготы по НДС в отношении ПО (пп.26 п.2 ст.149 НК). Это даст ежегодно до 42 млрд. руб. дополнительных поступлений. А вышеуказанные льготы имеют срочный характер - до конца 2021 года. Некой компенсацией за отмену льготы будет субсидия для правильного российского ПО, которое попадет в реестр.
Квази-прогрессивный НДФЛ в 15%
Второе нововведение, привлекшее внимание большинства граждан – это введение повышенной ставки НДФЛ (15%) для доходов, превышающих 5 млн. рублей в год. Важно, что облагаться по ставке 15% будет только та часть доходов, которая превышает 5 млн. рублей. Это Президент отметил отдельно. Каких-либо иных уточнений на данном этапе нет, поэтому мы с нетерпением ждем законопроекта.
Вопросов в этой области, на которые придется отвечать авторам будущего законопроекта, много. Во-первых, как будет администрироваться сбор повышенного налога? Ведь сложность администрирования всегда была основным аргументом против любой прогрессии в НДФЛ. Возложить такую обязанность на налоговых агентов представляется невозможным ( они не знают других источников дохода налогоплательщика, кроме, собственно, себя). Значит ли это, что администрирование будет реализовано через подачу всеми гражданами России налоговых деклараций? Покажет время. Пока что представляется, что контроль деклараций всего населения – теоретически подъемная задача, вопрос только в затратах на это.
Во-вторых, не ясно, какие конкретно доходы будут учитываться при определении порога в 5 млн. Попадут ли туда доходы от продажи дорогостоящего имущества (ценных бумаг, недвижимости). Будут ли при этом учитываться расходы на приобретение данного имущества при определении вопроса о превышении 5 млн. рублей?
В-третьих, будет ли целевая направленность данной части НДФЛ (на лечение орфанных заболеваний) указана в законе, и как она будет реализована? НДФЛ поступает в региональные бюджеты, после чего, для достижения обозначенной цели, он должен будет перераспределяться между регионами. Смогут ли граждане контролировать выполнение государством целевого расходования данных средств (что, как представляется, необходимо для целей достижения социальной справедливости).
Патент для владельцев КИК
Третье нововведение – возможность купить «индульгенцию» от необходимости подачи отчетности и уплаты налога с прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) за 5 млн. рублей. На наш взгляд, данная идея рождает много противоречий и элементов социальной несправедливости, обесценивая всю ту огромную работы по деофшоризации, которую проделала налоговая служба с 2015 года. Обесцениваются и результаты всех этапов амнистии капиталов, целью которой было возвращение денежных средств в Россию, ликвидация КИКов или полное раскрытие информации о них.
Полагаем, что к моменту внесения законопроекта, возможность купить «индульгенцию» все же будет существенно ограничена как по кругу лиц, так и по перечню юрисдикций КИКов. В противном случае, данная инициатива выглядит странной на фоне повышения НДФЛ.
Другое возможное направление движения – тотальное повышение ставки на все выплаты в адрес иностранных компаний по СОИДН (или их денонсация, что сейчас происходит с Мальтой) со всеми странами.
Есть ощущение, что после появления законопроекта вопросов станет только больше.
Самозанятые
Президент также в очередной раз отметил полезность налогового режима для самозанятых, напомнил о его распространении на всю страну с 1 июля, а также отметил необходимость разрешить использование данного режима лицам, достигшим 16 лет. Строго говоря, данная возможность у молодых предпринимателей имелась и до этого, о чем еще феврале 2019 года давала разъяснение налоговая служба.
Выводы
Оснований для радости сильно мало. ИТ-отрасль ждет сильная перестройка в части моделей и структуры бизнеса. Нужно ждать тексты законопроектов, качество которых в кризис оставляет желать лучшего. Нас точно будут ждать сюрпризы.