Органы государственной власти

30 июня 2020 года Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» совместно с Банком России провели видео-конференцию о текущем финансовом положении лизинговых компаний

Банк России завершил обработку данных по более 30 лизинговым компаниям, которые предоставили свои сведения и ожидания по результатам совещания с лизинговыми компаниями 18.05.2020. В ходе конференции советник первого зам. Председателя Банка России Сергей Моисеев раскрыл сводные результаты о реструктуризации лизинговых платежей и кредитов лизингодателям, а также проинформировал о текущем состоянии мер поддержки лизинговой деятельности, принятых Банком России. Подробнее

15 апреля 2020 года Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» подготовлено и направлено в Минэкономразвития Российской Федерации письмо с заключением по вопросу перспектив объявления лизинговых каникул в связи распространения новой коронавирусной инфекции, ухудшением экономической ситуации и необходимостью поддержки бизнеса. Тект обращения (pdf)

3 марта 2020 года руководитель рабочей группы по лизингу Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям в ГД РФ Евгений Царев выступил с отчетным докладом на расширенном заседании Экспертного совета

Провел расширенное заседание Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям Евгений Шулепов. Подробнее

10 апреля 2019 года в Государствнной Думе Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Евгений Царев принял участие в Совещании (круглом столе) лизинговых компаний, на котором обсуждался проект федерального закона №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 22.01.2019.

9 апреля 2018 года в Государственной Думе РФ Евгений Царев выступил в качестве модератора первого заседания рабочей группы по вопросам лизинга Экспертного совета

Целью рабочей группы является совершенствование нормативной базы лизинга, разработка и продвижение законодательных инициатив в интересах лизинговой отрасли.

Модерировали заседание Депутат ГД РФ, член комитета ГД РФ по финансовым рынкам ШУЛЕПОВ Евгений Борисович и руководитель рабочей группы, Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, Директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ», к.э.н., ЦАРЕВ Евгений Маркович.

Подробнее

19 декабря в Государственной Думе РФ состоялось первое заседание созданного Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям при Комитете Госдумы по финансовому рынку

В состав Экспертного совета вошли члены Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, Алексей Саватюгин, Василий Солодков, Елена Стратьева, Евгений Царев, Кирилл Царев.

С приветствием и напутствием к членам Экспертного совета обратился заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Олейников.

О направлениях деятельности Экспертного совета и законопроектах, подлежащих рассмотрению на его заседаниях, рассказал председатель Экспертного совета депутат Госдумы Евгений Шулепов.

С докладами на заседании Экспертного совета выступили:

  1. член Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, президент НАУМИР Алексей Саватюгин (О положении микрофинансовых организаций на финансовом рынке России);
  2. председатель подкомитета по лизингу Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Евгений Царев (О российском рынке лизинга);
  3. председатель Союза сельских кредитных кооперативов Игорь Брагинский (О положении кредитной кооперации в России);
  4. председатель Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников (О положении ломбардов на финансовом рынке Российской Федерации).

В дискуссии по осаждавшимся вопросам участие принял председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, партнер Группы компаний финансово-правового консалтинга «Аудит Груп» Владимир Гамза.

Достигнута договоренность об участии Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям в совместной работе с Экспертным советом в качестве рабочей площадки для предварительной проработки вопросов, выносимых на обсуждение Экспертного совета.

Решением председателя Экспертного совета руководителем рабочей группы по вопросам лизинга назначен ЦАРЕВ Евгений, председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ».

Целью рабочей группы является совершенствование нормативной базы лизинга, разработка и продвижение законодательных инициатив в интересах лизинговой отрасли.

Рабочая группа по вопросам лизинга Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям при комитете Государственной Думы

Министерство экономического развития РФ

Минэкономразвития России решает задачи инновационного развития экономики, в том числе ускорения темпов экономического роста, которое сегодня невозможно без развития индустрии финансовых услуг.

Министерство не является регулятором финансового рынка, но определяет общие направления экономической политики, в том числе на финансовом рынке, и принимает участие в реализации программных мероприятий.

Министерство, не регулируя лизинговую деятельность (лицензирование лизинговой деятельности отменено в 2002 году Постановлением Правительства РФ), является для отрасли курирующим как министерство, отвечающее за экономический рост.

В 2013 году по инициативе Подкомитета и Партнерства приказом Министра экономического развития Российской Федерации Межведомственная создана рабочая группа по вопросам лизинга.

В департаменте финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России образован профильный отдел, занимающийся вопросами лизинга.

Одной из целей долгосрочного развития российской экономики и, соответственно, одной из задач министерства провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра).

Важнейшее направление деятельности Подкомитета и Партнерства — развитие рынка лизинга в рамках интеграционного процесса и формирования общего рынка на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вопросами экономической интеграции в рамках ЕАЭС занимается Департамент экономического сотрудничества со странами СНГ и развития евразийской интеграции. Подкомитет и Партнерство активно взаимодействует с министерством и Европейской экономической комиссией (ЕЭК) по вопросам лизинга.

Министерство финансов и Федеральная налоговая служба

Минфин и ФНС России регулируют налогообложение лизинговой деятельности. Ключевым вопросом налогообложения лизинговых операций остается сохранение права ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Признание в соответствии с ФЗ от № 344-ФЗ от 04.11.2014 утратившими силу ст.31 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ, устанавливавшими право по взаимному соглашению сторон применять ускоренную амортизацию предмета лизинга, не влияет на право применения ускорения амортизации лизингового имущества, поскольку данная преференция регулируется налоговым законодательством.

В 2017 году вступил в силу ФЗ, предусматривающий освобождение от НДС услуг по финансовой аренде важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.

Минфин России регулирует бухгалтерский учет, финансовую отчетность хозяйствующих субъектов.

Бухгалтерский учет лизинговых операций регулируется утвержденным приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15 с указаниями «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (с изменениями от 23.01.2001). Положения по бухгалтерскому учету лизинговых операций на сегодняшний день не существует.

Вместе с тем, бухгалтерский учет лизинговые компании могут вести в соответствии с международным стандартом бухгалтерской отчетности МСФО IAS’17. Множество лизинговых компаний являются дочерними компаниями банков и готовят отчетность по МСФО в рамках группы в соответствии с ФЗ № 208‑ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности». Такие компании вынуждены вести как минимум три вида учета (бухгалтерский, налоговый и МСФО), что существенно увеличивает операционные расходы.

Порядок учета лизинговых операций зависит от выбранной компанией и закрепленной в учетной политике методологии. Лизинговые компании могут принять учетную политику в соответствии с продолжающими действовать указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15. В этом случае стороны договора финансового лизинга продолжают выбирать балансодержателя лизингового оборудования в соответствии с рекомендациями ПБУ. Возможность выбора порядка учета лизинговых операций сохраниться для лизинговых компаний до вступления в силу нового российского стандарта ПБУ.

13.01.2016 Советом по МСФО выпущен новый международный стандарт IFRS16 «Аренда». Данный стандарт обязателен к применению на территории РФ, начиная с отчетности за 2019 год. Добровольное применение допускается уже сейчас, но при условии, что организация также начала добровольное применение IFRS15 «Выручка от контрактов с покупателями». Стандарт заменяет собой прежний стандарт по аренде IAS17, а также интерпретации SIC 15, SIC 27, IFRIC 4.

Минфином России разрабатывается новый ФСБУ «Аренда», в основе которого будут лежать принципы МСФО. Его принятие планируется министерством в период 2020-2021 гг.

Подкомитет и Партнерство взаимодействуют в министерстве в рамках основных направлений деятельности с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики и Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.

Дважды в год Подкомитетом и Партнерством проводится Всероссийская Конференция «Бухгалтерский учет и налогообложение лизинговых операций». Докладчиками выступают представители Минфина и ФНС России, ведущие эксперты юридических, консалтинговых, аудиторских компаний. Конференция имеет важное отраслевое значение.

Вместе с тем, нельзя не отметить необъективную позицию представителей Министерства относительно предлагаемой реформы. Так, по мнению заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева: «...Около 1 триллиона рублей ушло с банковского рынка на рынок лизинга...». «Ушло», потому что банки, оказывается, уводят риски со своих балансов. Они понимают, что не могут кредитовать со своего баланса, поскольку ЦБ РФ требует создавать резервы. А лизинговые компании нужны банкам только для того, чтобы уходить от банковского надзора.

Подкомитет и Партнерство считает, что такое контрпродуктивное отношение к финансовому инструменту, основной миссией которого является обновление основных фондов, недопустимо для министерства, даже если оно напрямую не отвечает за экономический рост.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

Лизинговый рынок находится в поле зрения интересов ФАС уже давно, со времени, когда эта форма финансовой услуги приобрела массовый характер. Появление проекта ФЗ в рамках реформы, предлагаемой Минфином и Банком России, подтолкнуло ФАС к широкомасштабному исследованию этого сегмента экономики. Принимая во внимание ведомственный функционал, перед ФАС стояла задача сделать предварительную оценку текущего состояния конкуренции на рынке лизинговых услуг, в том числе в целях последующего определения доли участия государства на рынке и оценить последствия законодательных изменений.

Высокая доля лизинга с участием государства — непреложный факт, долгие годы подтверждаемый исследованиями Эксперт Ра. Более того, после введения обязательной отчетности по лизинговым операциям в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ), это подтверждается также статистическими данными ИНТЕРФАКС. По последней информации, за прошедший год отчетность по лизинговым операциям представили 500 компаний.

Несмотря на это, ФАС исследует отрасль, основываясь на базу Росфинмониторинга. В этой базе, в том числе, присутствуют компании, которые провели только одну сделку, и компании, которые уже ушли с рынка. Это признается и самим ФАС. В итоге, данные по исследованию представлены 791 компанией, что превышает действительное количество на 58%. Достаточно спорный выбор базы. Вопрос: зачем?

В результате спорны выводы исследования. Вывод первый: лизинг гораздо менее аффилирован с банками, чем это представлялось ранее специалистам ФАС. Вывод второй: доля государственных лизинговых компаний оценивается ФАС в 30%., поэтому высокая концентрация может быть только в продуктовом аспекте или же на региональном уровне.

Первая группа исследованных небольших компаний достаточно многочисленна, но в экономическом смысле они существенного влияния на рынок не оказывают (социальный фактор и развитие малого и среднего бизнеса, по мнению специалистов ФАС, наверное, можно не учитывать). Именно эта группа понесет самые большие количественные потери в результате реформы (издержки на увеличение собственных средств и членство в СРО).

Вторая группа будет делать выбор между приведением в соответствие своей деятельности с изменением законодательства и перепрофилированием. ФАС признает, что лизинговые компании, не вошедшие в периметр требований регулятора, уйдут с рынка, а лизинговое финансирование в результате реформы будет заменено на кредитное.

С точки зрения ФАС, рынок и сейчас не концентрирован, а доля государственного лизинга несущественна. Уход с рынка большого числа малых и региональных компаний, не влияющих на экономику, никак не влияет на конкуренцию. Поэтому ФАС законопроект поддерживает и считает благом, в том числе и для развития конкуренции в отрасли.

Подкомитет и Партнерство считает выводы ФАС спорными. Лизинговый рынок концентрирован и существенно аффилирован с банковским сектором. Доля лизинга с госучастием тоже значительна. Даже на основе исследования ФАС на первые 40 лизинговых компаний приходится 90% рынка. Предлагаемая Минфином и Банком России реформа и уход в результате с рынка более половины действующих компаний сократит конкурентность отрасли до минимума.

Подкомитет и Партнерство в 2018 году будет отстаивать свою позицию, в том числе в ФАС, в целях развития добросовестной конкуренции на лизинговом рынке.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Противодействует легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в этой сфере.

Лизинговая деятельность является подотчетной в рамках законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Приказом руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу (по должности) включен в состав консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Используя эту площадку, лизинговое сообщество может не просто получать необходимую информацию и разъяснения, но принимать участие в обсуждении и подготовке нормативных актов. Решать острые вопросы, возникающие в связи с исполнением лизинговыми компаниями профильного законодательства.

Так по итогам заседания Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 22.12.2017, а также в рамках подготовки к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ Подкомитет и Партнерство до конца января 2018 года готовит сводные данные вопросника Росфинмониторинга.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП)

Последние три года широко распространилась практика наложения ограничений на регистрационные действия с автотранспортными средствами, находящимися в собственности лизинговых компаний в рамках исполнительного производства в отношении третьих лиц (неисправных лизингополучателей).

В результате лизинговые компании оказываются необоснованно ограниченными в праве распоряжения собственным имуществом, в том числе в праве реализовать изъятое у неплательщика транспортное средство.

Подкомитет и Партнерство в 2014-2017 гг. неоднократно встречались с руководством ФССП РФ и направляли письменные обращения. Позиция ФССП следующая: наложение ограничений на регистрационные действия является мерой обеспечительного характера в рамках исполнения судебными приставами служебных обязанностей по розыску имущества должника. Информация, полученная судебными приставами по запросу из электронной базы ГИБДД о том, что транспортное средство находится в собственности лизинговой компании, не является документарным подтверждением данного права.

В сентябре 2017 года издано инструктивное письмо ФССП о том, что после применения приставами обеспечительных мер, судебным приставам необходимо запрашивать у лизинговой компании и должника договор лизинга и информацию о задолженности по нему.

В этом случае, с точки зрения Подкомитета и Партнерства, судебные приставы будут выполнять несоответствующие своим полномочиям функции, трактуя на основании полученных документов наличие или отсутствие задолженности по договору лизинга.

27.07.2017 в Центральном аппарате ФССП России состоялось обсуждение в рабочем порядке вопросов, связанных с практикой наложения запретов на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, находящихся в собственности лизинговых компаний.

Решено: ФССП совместно с лизинговым сообществом разработать пакет мер, исключающих наложение обеспечительных мер на имущество лизингодателей по долгам третьих лиц, а также максимально упрощающих процедуру снятия ограничений на транспортные средства, включая, при необходимости, инициирование внесение изменений в законодательство о лизинге и об исполнительном производстве. Например, установить минимальные сроки подачи запроса приставами договора лизинга и рассмотрения полученных документов, установить приемлемые сроки предоставления лизинговой компанией договора лизинга.