ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по финансовым рынкам и кредитным организациям
ПОДКОМИТЕТ ПО ЛИЗИНГУ
@  #  ^
 
 
Контакты
119019, г. Москва,
Б. Знаменский пер., д.2, стр.7
Телефоны: (495) 695-71-11
(499) 685-17-80
E-mail: info@tpprf-leasing.ru
Подробнее

Электронный паспорт


Stare Legal


Magic Systems


Заседание Круглого стола «Проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества. Лизинг в России. Законодательный аспект» в Государственной Думе



18 февраля 2011

18 февраля в Государственной Думе РФ состоялось Заседание круглого стола, посвященное вопросу возможной отмены ускоренной амортизации “Проблема отмены ускоренной амортизации лизингового имущества. Лизинг в России. Законодательный аспект”, в котором приняли участие депутаты Госдумы РФ, представители общественных организаций (Подкомитет ТПП РФ по лизингу, Объединенная лизинговая ассоциация), руководители лизинговых компаний, эксперты российского лизингового рынка.

Открыл заседание Председатель Круглого стола А.Г.Аксаков, депутат Государственной Думы, Президент Ассоциации региональных банков России, выступивший перед участниками с приветственным словом. Сопредседатель заседания - К.В. Бессчетнов, член Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы.

Первым от лица лизингового сообщества выступил А.Ю. Акиндинов, председатель Подкомитета ТПП РФ. Внимание участников заседание было обращено и к задачам, которые решает лизинг как инструмент финансирования инвестиций на государственном уровне посредством обновления устаревших фондов в стране (модернизация в рамках программы Правительства), вывод предприятий из теневого оборота, поддержка малого предпринимательства, инновационных проектов и привлечение иностранных инвестиций.

В ответ на существующее в ряде случаев представление о лизинге как схеме, нацеленной на уход от налогов, отмечалось, что лизинг – инструмент добросовестной игры и выгоден тем предприятиям, которые платят налоги и показывают реальную прибыль предприятия. Для таких предприятий процесс быстрого обновления оборудования экономически невыгоден без дополнительных налоговых преференций. ”Лизинговые компании – ответственные налогоплательщики”- отметил в своем выступлении К.А.Царев, президент Объединенной лизинговой ассоциации, приведя докризисные цифры Росстата от 2008 года, по которым удельный вес налоговых поступлений (НДС, транспортный налог, налог на имущество, ЕСН) лизинговых компаний в доходной части бюджет составляет менее 4%. В соответствии с другими цифрами, приведенными в докладе, уровень износа основных средств в российской экономике на конец 2008 года превышал 45%, при этом объем полностью изношенных фондов оценивался в немногим более 13%. При условии восстановления докризисных объемов рынка для обновления этих фондов потребовалось бы 9 лет. Отмечалось, что лизинговые компании сами являются источником инвестиций для модернизации экономики. Капитал лизинговых компаний идет на покрытие убытков банков и на вложение в объекты лизинга. В посткризисном 2009 году лизинговыми компаниями в приобретение оборудования было вложено 18,3 млрд. рублей, что составляет менее 10% от общего объема финансирования. Следуя приведенным в докладе цифрам по результатам исследования профессора Высшей школы экономики В.Д.Газмана за период с 2003 по 2009 гг. лизинговыми компаниями было осуществлено вложений на сумму 140,7 млрд.руб.

Отмена ускоренной амортизации отрицательно скажется на налоговых поступлениях в бюджет. По оценке ОАО “Сбербанк Лизинг” уменьшение объема инвестиций при лизинге достигнет 30%, а совокупные потери бюджета могут составить до 28 млрд.руб в год. В презентации А.Н. Киркорова, финансового директора ОАО “Сбербанк Лизинг” ускоренная амортизация была рассмотрена с точки зрения оборачиваемости капитала. Потребность лизинговых компаний в ускоренной амортизации объясняется тем, что она служит источником возврата денежных средств, вложенных в оборудование. Ускоренная амортизация в лизинге позволяет совместить срок амортизации как источника погашения кредита и сроков кредитования. Оперируя данными аналитического исследования В.Д. Газмана, был сделан вывод, что сроки полезного использования имущества (для разных видов имущества) существенно превышают сроки финансирования. Ускоренная амортизация позволяет совместить эти сроки. При таком подходе ускоренная амортизация не приводит к потерям бюджета, а, напротив, активизирует инвестиции, налог на прибыль для государства при этом не уменьшается, а перераспределяется во времени. А.Н.Киркоров: “Ускоренная амортизация более эффективна для средних и малых предприятий по сравнению с амортизационной премией в 30%, т.к. относится на расходы более равномерно”. Влияние отмены данной налоговой льготы на российские предприятия кажется весьма негативно. Многие лизинговые компании будут вынуждены покинуть рынок в случае отмены ускоренной амортизации. Очевидным образом будет наблюдаться резкое сокращение инвестиций в обновление производственных фондов. В соответствии с оценкой рейтингового агентства “Эксперт РА”, от лица которого выступил П.А.Самиев, заместитель генерального директора, рынок лизинга может сократиться вдвое в случае, если данное решение будет принято.

Обоснование целесообразности ускоренной амортизации с коэффициентом 3 при лизинге, подготовленное профессором Высшей школы экономики В.Д. Газманом наглядно продемонстрировало собравшимся реальные цифры потерь экономики. Анализировался шестилетний период с 2004 по 2010 гг., рассчитывались льготы и поступления в бюджет по налогу на имущество, налогу на прибыль и НДС. При лизинге имеет место не сокращение налога на прибыль, а отсрочка уплаты налога. За рассматриваемый период времени налог на прибыль от реализации продукции, изготовленной на лизинговом имуществе увеличил бюджет более чем на 60 млрд.руб. При отмене ускоренной амортизации наибольшие бюджет в наибольшей степени пострадает в части собираемости НДС.

На примере ОАО “Лизинговой компании “КАМАЗ” заместитель генерального директора А.Д.Гладков оценил инициативу Минфину как губительную с точки зрения процесса обновления автопарка в стране. По данным аналитического агентства “Автостат” на начало 2010 года 80% из 5 млн. зарегистрированных в России грузовых автомобилей имело возраст свыше 10 лет, а за семилетний период с 2003 по 2010 гг. “ЛК “КАМАЗ” инвестировала в отрасли реального сектора российской экономики более 40 млрд.руб. через механизм лизинга. Отмена ускоренной амортизации грозит компании дефолтом, а моногород Набережные Челны столкнется с потерей существенного числа рабочих мест. Не заставит себя ждать сокращение налоговых поступлений в республике Татарстан. Не все лизинговые компании оказываются столь категоричными в оценке будущих перспектив российского лизинга. Так, С.В.Иванов, генеральный директор IKB Leasing, пока не считает обсуждаемую проблему реальной угрозой для рынка, оценивая будущее российского лизинга в оптимистичных красках.

Вместе с тем, отмена налоговой льготы не замедлит сказаться и на числе конечных пользователях лизинговой услуги, клиентах лизинговых компаний, а значит, рынок “просядет” под воздействием такого решения. Взамен легализованному рынку лизинговых услуг возрастет риск активизации участников теневого рынка. К.А.Царев: “Многие лизинговые компании покинут рынок или перепрофилируются, число лизинговых компаний-налогоплательщиков сократится. Снизится число пользователей лизинговой услуги (участников белого рынка), а у оставшихся не будет стимула выходить из серого и черного рынков”. Об этом говорят и сами лизингополучатели, оценивая свой интерес в услуге лизинга: в случае отмены ускоренной амортизации большинство из них скорее всего не будут в дальнейшем использовать этот инструмент инвестирования.

Нельзя не учитывать и решаемую с помощью лизинга проблему финансовой поддержки предприятий малого бизнеса. Об этом говорилось в выступлении Российского банка развития. Отмена налоговой льготы приведет к неизбежному сокращению программ РосБР по адресной поддержке лизинговых компаний, работающих с малыми и средними предприятиями. Для отдельных регионов, где государственный кредит оказывается едва ли не единственным доступным каналом финансирования, этот шаг может оказаться фатальным.

Об условиях ускоренной амортизации в практике США и Европы прозвучал доклад подготовленный рабочей группой по лизингу Ассоциации европейского бизнеса. В ходе выступления отмечалось, что в развитых странах ускоренная амортизация является основным инструментом налоговой политики государства. В США только за период с 2005-2007 гг. было принято более 100 законопроектов в области стимулирования лизинга. При этом именно существование данной налоговой льготы в условиях американской экономики утвердило конкурентное преимущество лизинга по сравнению с арендой, послужив его бурному развитию. В соответствии с общими правилами европейской амортизации, коэффициент ускоренной амортизации в лизинге устанавливается на договорной основе в зависимости от срока лизинга при условии, что срок лизинга равен сроку использования основных средств. Чем дольше срок лизинга, тем ниже коэффициент ускоренной амортизации. Существующие примеры европейских стран, в которых ускоренная амортизация была отменена (Италия и Австрия) являются исключением из правил. В подавляющем большинстве европейских стран существование коэффициента ускоренной амортизации в лизинге является нормой бизнеса, стимулирующей процесс инвестиционного развития в стране. Ряд стран прописывает особые условия для амортизации оборудования, нацеленного на защиту окружающей среды. Специальный коэффициент для энергосберегающего и экологического оборудования используется во Франции. В Нидерландах действует для оборудования для поддержки экономического развития, включая национальное предпринимательство. Лизинг не исключается из налоговых преференций, а действует наравне или в дополнении к другим налоговым льготам.

Источник:  Leasing-Community Virtual Club

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ:

'Ускоренная амортизация. США и Европа' - докладчик Нестерова Э.Э. (Ассоциация Европейского Бизнеса);

Доклад ОАО 'Лизинговая компания 'КАМАЗ' о проблеме отмены ускоренной амортизации лизингового имущества - докладчик Гладков А.Д.

'Ускоренная амортизация и оборачиваемость капитала при лизинге', сопроводительня записка к докладу и материалы - докладчик финансовый директор ЗАО 'Сбербанк Лизинг' Киркоров А.Н.

'Взгляд на последствия отмены ускоренной амортизации' - докладчик Солнышкина О.В. 'Территория лизинга' Консалтинговое агентство

'Проблемы отмены ускоренной амортизации' - докладчик Царев К.А., Президент ОЛА

 

Выступление председателя Подкомитета ТПП РФ по лизингу Акиндинова Алексея Юрьевича 

Видеозапись предоставлена стратегическим информационным партнером Leasing-Community Virtual Club




Мероприятия


Бизнес-встреча Отчетность и статистика лизинговой отрасли в Единый федеральный реестр
СПАРК – МОНИТОРИНГ ПЛАТЕЖЕЙ
Электронный ПТС – внедрение, практика применения

7 февраля 2019
Москва

Подробнеее
© 2007-2019, Подкомитет по лизингу Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям
Разработка сайта – Телемарк