27 октября 2015 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялось заседание круглого стола (совещания) «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА И ЛИЗИНГ»
Основная цель Круглого стола (совещания) - раскрытие потенциала лизинга как одного из важнейших финансовых инструментов обновления основных фондов и технологий российской экономики. Придание нового импульса развитию Госпрограмм по поддержке предпринимательства через лизинг в условиях экономических санкций и ограниченного доступа к финансированию предприятий реального сектора экономики, в том числе малого и среднего бизнеса.
В заседании приняли участие представители:
- Минэкономразвития России;
- Минпромторга России;
- Министерства инвестиций и инноваций Московской области;
- Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (АО «МСП БАНК»);
- Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса города Москвы;
- Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса г. Санкт-Петербург;
- Лизинговой компании «КАМАЗ» и других 17 лизинговых компаний.
Открыл заседание руководитель аппарата Подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Евгений Царев. Он отметил, что одной из основных проблем лизинговой отрасли в настоящее время является сокращение доступности кредитных ресурсов. В этих условиях возрастает значение госпрограмм поддержки предпринимательства с применением механизма лизинга. Объем госпрограмм постоянно растет, что обусловливает необходимость анализа практики по их реализации, как позитивной, так и негативной. На этом круглом столе (совещании), с участием госструктур должны вырабатываться конструктивные предложения участников рынка по повышению эффективности программ.
От лица организаторов Круглого стола (совещания) к участникам заседания обратилась Оксана Солнышкина, генеральный директор Консалтингового агентства «Территория лизинга». Она проанализировала основные причины, сокращающие эффективность госпрограмм как на федеральном, так на региональном уровне, и условия, необходимые для их развития.
В ходе заседания обсуждались государственные программы поддержки предпринимательства с применением лизинга, реализуемые и планируемые Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Фондом развития промышленности, Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства и МСП Банком, фондами содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Москвы и Санкт-Петербурга, а также региональные программы республики Татарстан, представленные ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ».
Алексей Охрименко, Департамент развития малого и среднего бизнеса и конкуренции Минэкономразвития России рассказал о действующих программах министерства и перспективах их развитии в 2016 году, в том числе в связи с созданием Федеральной корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства на базе Агентства кредитных гарантий с участием Российского банка поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП-банк). Новая госкорпорация должна стать единой точкой входа для участия в программах малого и среднего бизнеса, а также центром финансово-кредитной поддержки таких предприятий.
Дискуссию вызвал вопрос об экономической эффективности предложение президента Татарстана Рустама Минниханова о создании сети лизинговых компаний в регионах России. По мнению Минпромторга, если в каждом регионе создать местную компанию, это решит проблему доступности лизинга. Доля участия региона в капитале такой компании может составлять 20 - 50%, а доля участия корпорации МСП – 50 - 80%. С другой стороны, по мнению участников заседания, представителей лизинговых компаний проект создания региональных лизинговых операторов может привести к значительных бюджетным издержкам и будет гарантировать экономический эффект для государства. В тоже время задача доступности лизинга для конечного потребителя может быть с успехом достигнута за счет уже сформировавшейся инфраструктуры лизинговых компаний, располагающих технологиями, в том числе по обеспечению возвратности лизинговых платежей.
Было отмечено, что Минэкономразвития России поддержало предложение Подкомитета ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» об интеграции механизма лизинга в «Программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства». Данное предложение было ранее одобрено также Агентством кредитных гарантий и находится теперь, как и многие другие программы, на рассмотрении новой Корпорации МСП.
Ирина Кочумаскина, заместитель начальника отдела инвестиционной политики и макроэкономического прогнозирования Департамента стратегического развития и проектного управления Минпромторга России, рассказала о многочисленных программах по поддержке предпринимательства. Отметила, что инструмент лизинга в настоящее время востребован многими отраслями, испытывающими необходимость обновления основных фондов и технологий, и задействован в программах, соответствующих департаментов министерства. Было рассказано также о том, что министерство и Фонд развития промышленности (ФРП) готовят новый инструмент поддержки промышленности через лизинг, в том числе с помощью ЦБ. Помощь получат промышленники и лизинговые компании. ФРП планирует выделять займы в 5–250 млн. руб. по ставке 5% годовых на срок до пяти лет, профинансировано может быть от 10 до 50% первоначального взноса. Фонд готов потратить на софинансирование первого платежа до 1,5–2 млрд. руб. ФРП намерен запустить программу до нового года. Приоритет будет отдан оборудованию российского производства. Займы планируется выдавать на лизинг высокотехнологичного оборудования отраслей машиностроения (нефтегазовой, станкоинструментальной, энергетической и др.).
Сергей Пронин, заместитель директора Департамента по работе с организациями инфраструктуры Дирекции «Фронт-офис» МСП Банка, рассказал о программах господдержки бизнеса реализуемых через банк, а также о планах и перспективах их развития в связи с образованием с участием банка Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.
Олег Ершов, генеральный директор «Лизинговой компании «КАМАЗ», рассказал о многочисленных программах поддержки бизнеса через лизинг в Республике Татарстан и поделился с лизинговыми компаниями опытом участия в региональных программах. Олег Ершов также пригласил к участию в программах, реализуемых в республике непосредственно с участием «Лизинговой компании «КАМАЗ».
Татьяна Репина, Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса города Москвы, рассказала о текущей деятельности Фонда и планах принятия и реализации программ поддержки кредитования лизинговых проектов для малого и среднего бизнеса в Москве через систему гарантийных обязательств Фонда. Была представлена аналитика показателей кредитной активности малого и среднего бизнеса в Москве, в том числе по лизинговым проектам. Было отмечено сокращение соответствующих программ в Москве в связи с позицией Департамента науки и промышленной политики г. Москвы и пожелание в адрес Подкомитета ТПП РФ обратится в Департамент с разъяснениями о востребованности лизинга, особенно в условиях значительной изношенности основных фондов.
В дискуссии об условиях повышения эффективности госпрограмм гарантийных региональных фондов приняла участие также Александра Питкянен, исполнительный директор НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса».
Алексей Федоров, Управление поддержки предпринимательства Министерства инвестиций и инноваций Московской области, рассказал о ходе реализации Программы Правительства Московской области «Комплексная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства с использованием механизма лизинга», в том числе об условия участия в конкурсе в рамках Программы по предоставлению субсидий из бюджета Московской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также о предложениях лизинговых компаний по повышению эффективности Программы на Круглом столе (совещании) в Правительстве Московской области 1 октября 2015 года, а именно:
1) Предусмотреть программы, когда субъект МСП может быть зарегистрирован в Москве, но активно ведет бизнес в Московской области (не менее установленного минимального срока) и при этом на территории Московской области зарегистрировано обособленное подразделение и осуществляются налоговые отчисления в бюджет Московской области.
2) Увеличить размер субсидий с учетом текущей инфляции и инфляционных ожиданий Дифференцированный подход к максимальной сумме в зависимости от вида бизнеса, величины первого взноса, срока деятельности МСП.
3) Предусмотреть возможность получения субсидий не только на компенсацию авансовых платежей по договорам лизинга, но и на компенсацию иных инвестиционных затрат лизинговых компаний.
4) Предусмотреть получение субсидий субъектами МСП, которые заключили договор лизинга и оплатили авансовые платежи в ноябре-декабре, когда прием заявок прекращен.
5) Расширить сроки конкурса на получение субсидии, например, до октября в стандартном формате, а в ноябре-декабре – в рамках отдельной процедуры, возможно с предварительным уведомлением о планируемых к заключению договорах лизинга.
6) Предусмотреть процедуру предварительного упрощенного одобрения проекта в целях оценки предварительных перспектив получения субсидий и соответственно необходимости трудоемкой подготовки полного пакета документов к рассмотрению.
7) Предусмотреть предоставление субсидий по отдельным договорам возвратного лизинга (например, при закупке лизингополучателем нового оборудования у зарубежного поставщика напрямую, с последующим рефинансированием через лизинг).
8) Разработать пошаговую памятку по получению субсидий для МСП с отражением конкретных успешных примеров предоставления субсидии («best-practice»).
9) Предусмотреть возможность предоставления субсидии по договорам лизинга с недвижимостью.
10) Предусмотреть возможность предоставления субсидий лизингополучателей из сферы торговли. По данным Росстата доля МСП в сфере торговли составляет более 50 %, в сфере торговли задействовано 20 % работоспособного населения. Темпы роста в отрасли стагнируют, наблюдается снижение потребительского спроса.
11) Предусмотреть возможность получения субсидий в случае приобретения легковых автомобилей для бизнеса (за исключением премиальных автомобилей, внедорожников, приобретаемых для личных целей), с ограничением по стоимости (700-800 тыс. руб.). В данную категорию могут войти недорогие транспортные средства - «рабочие лошадки» - автомобили марки LADA Granta, Ларгус, Калина и др. модели LADA (ВАЗ), Renault Logan, Sandero, KIA RIO, Nissan Almera, Datsun, Hyudai Solaris. Финансирование по типу приобретаемого транспортного средства, без ограничений по отраслевой направленности, позволит оказать поддержку большему числу субъектов МСП, учитывая рыночную ситуацию.
Участники заседания Круглого стола (совещания) отметили важность и актуальность обсуждаемых вопросов. Представители госорганов выразили готовность к конструктивному диалогу с лизинговым сообществом, который будет способствовать повышению эффективности госпрограмм.