Сегодня в Государственной Думе состоялось заседание Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, на котором рассматривался вопрос о выработке предложений по регулированию финансовых правоотношений в сфере лизинга по аналогии с особым порядком, предусмотренным в отношении кредитных договоров.
В заседании приняли участие представители Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, по экономической политике, по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, по промышленности и торговле, а также представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина, Минтранса, Минсельхоза, ФАС и Банка России.
На заседание были также приглашены представители лизинговых компаний, Подкомитета ТПП РФ по лизингу и НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ".
Основным докладчиком по вопросу выступил представитель Минэкономразвития Киревнин А.В. Он предложил предусмотреть механизм поэтапного увеличения лизинговых платежей для лизингополучателей в течение 3 месяцев (на 3,5 %, 7 %, 10,5 % от уровня, действовавшего до повышения ключевой ставки) с предоставлением лизингополучателям права досрочного выкупа предмета лизинга.
В процессе обсуждения данного предложения высказывались мнения о возможности распространения на лизинговые компании постановления правительства № 393, включения отдельных положений, касающихся лизинговых компаний в Федеральный закон № 106-ФЗ, предоставления субсидий непосредственно лизинговым компаниям, субсидирования непосредственно лизингополучателей для уплаты лизинговых платежей.
По результатам заседания конкретный механизм выработан не был, однако было согласовано несколько важных моментов:
- поскольку финансовые модели банков и лизинговых компаний существенно различаются, нельзя меры поддержки для лизинговых компаний копировать с мер поддержки для банков;
- при разработке мер поддержки нужно учитывать, что источниками финансирования для лизинговых компаний являются не только банковские кредиты, но и иные инструменты, в том числе облигации;
- законодательное закрепление механизма досрочного выкупа имеет смысл для ситуаций, когда досрочный выкуп не урегулирован договором, в этом случае право лизингополучателя на досрочный выкуп не должно приводить к выкупу наиболее востребованного имущества и отказу от обязательств по сделкам с менее ликвидным имуществом;
- отдельные элементы мер поддержки (например, сроки их реализации) должны быть отданы на усмотрение Правительства для наиболее адекватного и своевременного реагирования на изменяющиеся обстоятельства;
- в первую очередь, должны быть приняты нормативные акты, касающиеся мер поддержки отрасли, вопросы контроля исполнения этих мер (и регулирования отрасли) будут рассматриваться позднее.
Работа по выработке наиболее оптимальных механизмов поддержки лизинговых компаний в дальнейшем будет проводиться в тесном контакте с представителями заинтересованных Комитетов Государственной Думы и федеральных органов исполнительной власти.