«Расширение единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза через реализацию планов либерализации»
Рецензент: директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Джолдыбаева Галия Тагибердиевна.
Автор: Начальник отдела предпринимательства, услуг и инвестиций Департамента развития предпринимательской деятельности Захаров Валерий Евгеньевич.
В настоящее время, макроэкономическая ситуация характеризуется циклическим замедлением во всех экономиках государств-членов Евразийского экономического союза (далее-ЕАЭС), основными причинами которого, как известно, являются ухудшение геополитической обстановки, экономический спад, не задействование внутренних резервов, а также делиберализационные процессы.
Снижение инвестиционной, кредитной активности в государствах Союза приведет к сокращению потенциального роста наших стран, увеличению риска продолжительной рецессии.
В этой связи важное значение приобретают увеличение мощности, создание условий для обновления основных фондов, обеспечения промышленного роста стран ЕАЭС, в том числе за счет использования лизингового инструмента, повышения конкурентоспособности лизинга государств ЕАЭС.
Реализации указанных направлений будет способствовать активизация интеграционного сотрудничества бизнеса наших стран. Сегодня региональная интеграция становится одним из важнейших факторов устойчивого развития государств.
Торговля услугами стала одним из важнейших факторов, определяющих уровень глобального валового внутреннего продукта
и торговли и, соответственно, приобрела огромное значение
для человеческого развития. На долю торговли услугами, исключая услуги, предоставляемые во исполнение государственных полномочий, в развитых странах мира приходится более 60% ВВП.
В Европейском Союзе (далее-ЕС) услуги выступают двигателем экономического роста и составляют около 70% ВВП.
Наличие эффективно функционирующих инфраструктуры, сферы услуг и равный доступ к ним чрезвычайно важны для обеспечения благосостояния населения.
Единый рынок услуг (далее-ЕРУ) – это весомый фактор для повышения конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в государствах-членах. Его полноформатное функционирование послужит импульсом для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономик государств-членов.
С 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе и одновременно с ним должен был заработать в полном формате единый рынок по 43 секторам услуг, включая услуги лизинга и аренду движимого имущества.
Но уже сегодня ЕРУ должен действовать в 52 секторах услуг.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 23 утверждены 18 планов либерализации, половина из них уже реализованы.
Продолжается работа с уполномоченными органами государств Союза по реализации всех мероприятий планов либерализации и мониторинг их исполнения.
После реализации планов либерализации 60% услуг, производимых лицами стран ЕАЭС, будут предоставляться в режиме единого рынка
Переход в состояние ЕРУ всех секторов услуг позволит сократить издержки услугодателей, связанные с повторным получением разрешений, учреждением, подтверждением квалификаций и соответственно повысит конкурентноспособность и увеличит экономический потенциал государств-членов.
В итоге юридические и физические лица вправе будут осуществлять свою деятельность, как у себя «на родине», на всем пространстве Союза. Очевидная минимальная выгода — освобождение от обязанности оформлять дополнительные разрешения и, следовательно, от связанных с этим финансовых и временных расходов и затрат по содержанию юридического лица и признанию квалификации работников. Кроме того, гибкость ЕРУ позволяет услугодателю любой страны Союза использовать преимущества по учреждению в более лояльных юрисдикциях стран Союза и осуществлению деятельности по своему усмотрению во всех странах Союза.
Несмотря на наличие некоторых временных ограничений функционирование единого рынка услуг даже в отдельных секторах послужит мощным импульсом для экономического, промышленного роста в государствах-членах, повышения конкурентоспособности предприятий, активизации деятельности бизнеса, создания дополнительных рабочих мест, сокращения безработицы и др.
Значимым событием 2018 года для лизингового рынка Союза стало проведение первой международной ассамблеи «Лизинг Евразии» с участием Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии, национальных ассоциаций участников лизинга в государств-членов Союза и лизингодателей. Участники ассамблеи обсудили вопросы сотрудничества компетентных органов государств – членов Союза и лизинговых объединений, возможные препятствия в ЕРУ.
По итогам отраслевые профессиональные лизинговые объединения и компании государств-членов Союза подписали резолюцию и заключили Меморандум о сотрудничестве лизинговых объединений государств – членов Союза.
Сектор услуг, связанных с недвижимым имуществом, собственным или арендуемым включая лизинг недвижимости через реализацию планов либерализации также переведен в режим ЕРУ.
Формирование ЕРУ является приоритетным направлением интеграционного сотрудничества наших стран, значительно расширяющий возможности для активизации деятельности компаний, взаимодействия бизнес-структур и не допускающий никаких откатов назад.
В секторах ЕРУ не применимы никакие дискриминационные, количественные, инвестиционные и прочие ограничения, т.е. действует полный нацрежим и РНБ для поставщиков и получателей услуг плюс предусмотрено автоматическое признание разрешений, квалификаций, оказание услуг без учреждения, без применения количественных и инвестиционных мер, изъятий и дополнительных требований и условий.
Это означает, что каждая компания сможет на всем пространстве нашего Союза осуществлять деятельность как у себя дома, а в отдельных случаях даже лучше - без регистрации, лицензий и прочего.
Главной целью формирования ЕРУ является обеспечение устойчивого роста деловой активности, снижение цен для потребителей, устранения барьеров для движения товаров и услуг и как следствие повышение их конкурентноспособности, создание и обеспечение надлежащих условий для функционирования Евразийского экономического союза.
В рамках исполнения Договора о Союзе в процессе реализации правил единого рынка лизинга, крайне важно задействовать бизнес, фискальные, надзорные, контрольные и иные компетентные и законодательных органы всех стран ЕАЭС в работе по обеспечению наивысшей степени свободы лизинговых услуг и устранения препятствий.
В целях обеспечения функционирования ЕРУ Решением Совета Комиссии была создана Рабочая группа, в состав которой вошли представители уполномоченных органов государств-членов Союза, бизнес-сообщества и Комиссии.
Принцип ее работы предполагает, что при наличии в правоприменительной или законодательной практике барьеров в функционировании единого рынка услуг или угрозы их появления (например, на стадии проекта закона), бизнесмен может направить обращение в адрес Евразийской экономической комиссии.
Рабочая группа с профильными экспертами рассмотрит данное обращение и в случае необходимости подготовит проект Рекомендации Коллегии Комиссии об устранении данной правоприменительной практики.
Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 30 созданы рабочие группы из представителей ответственных должностных лиц государств-членов ЕАЭС и сотрудников Евразийской экономической комиссии, главной задачей которых является реализация «дорожных карт» перехода указанных выше секторов услуг к единому рынку, гармонизация законодательства в отдельных секторах услуг, где это требуется, и организация административного сотрудничества регуляторов.
Функционирование ЕРУ станет мощным импульсом для экономического, промышленного роста наших государств, повышения их конкурентоспособности, активизации деятельности бизнеса, создания дополнительных рабочих мест, сокращения безработицы.
Выгоды от действительной либерализации торговли в сфере услуг могут значительно превысить выгоды от либерализации торговли товарами.
Либерализация услуг открывает рынки для новых поставщиков услуг из государств-членов, и важным результатом либерализации услуг становится увеличение уровня благосостояния населения и экономического роста, увеличение конкуренции и эффективности производства
на внутреннем рынке государств-членов.
Либерализация с устранением ограничений, барьеров, изъятий, дополнительных требований и условий в отношении поставщиков услуг окажет важное влияние на повышение производительности в экономике, рост экспорта и ускорение темпов экономического роста.
Вместе с тем, мы наблюдаем (и пытаемся с ней бороться в рамках закрепленной за Департаментом компетенции) тенденцию текущего момента направленную на ужесточение внутреннего регулирования и увеличение количества барьеров.
Услуги характеризуются наличием большего спектра барьеров, чем товары. Так, барьеры для торговли услугами зачастую носят латентный характер, которые не ограничены дискриминационными мерами против поставщиков услуг из других государств-членов, они также могут препятствовать входу на рынок новых поставщиков услуг, в том числе с капиталом лиц других государств-членов.
Введение новых разрешительных требований и процедур, непризнание разрешений и квалификаций, полученных на территории государств-членов, сдерживают внутреннюю и внешнюю конкуренцию, снижают конкурентоспособность видов деятельности и секторов, увеличивают стоимость товаров, работ и услуг для граждан государств-членов.
В свою очередь, упразднение препятствий в рамках либерализации является фактором для придания нового импульса интеграционным отношениями в рамках Союза, развития экономик государств-членов, в частности повышения уровня инвестиций и соответственно увеличение реальной заработной граждан государств-членов.
ЕРУ устраняет любые препятствия в свободе учреждения, деятельности поставщиков услуг и обеспечивает свободное передвижение услуг между государствами-членами, а также гарантирует получателям и поставщикам услуг необходимую правовую определенность для осуществления основных свобод Договора о Союзе.
Упразднение этих препятствий не может быть осуществлено лишь путем непосредственного применения правил ЕРУ, поэтому должна быть произведена имплементация в национальное законодательство каждого государства-члена.
Благодаря обращениям лизинговых бизнес – союзов в ЕЭК впоследствии проведен анализ проекта федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования субъектов лизинговой деятельности (далее – законопроект) на предмет соответствия положениям Договора о ЕАЭС. Соответствующие результаты указанного анализа законопроекта доведены до сведения предпринимательских кругов, разработчиков, а также иных уполномоченных государственных органов. В результате основная часть выявленных противоречий с правом Союза устранена.
Вместе с тем, функционирование ЕРУ в данном секторе с мая 2018 года сопряжено с различными препятствиями и проблемами.
Например, с попытками ввести сплошное новое регулирование лизинговой деятельности, в том числе на различных этапах нормотворческого процесса.
Частично решаются эти проблемы за счет обязательной имплементации Правил регулирования, утвержденных решением Высшего Евразийского экономического совета 26 января 2016 года № 24, направленных на устранение внутренних барьеров, повышение эффективности регулирования, улучшение условий для ведения предпринимательства в странах нашего Союза через внедрение в законодательство каждой страны Союза.
Правила регулирования являются «фундаментом» не только единого рынка услуг, но и обеспечивают свободу движения товаров, любой экономической деятельности в рамках Союза и являются одним из инструментов дальнейшей либерализации.