В пояснении отмечается, что не хотелось бы подчеркивать роль ЦБ как регулятора в связи с лизингом. Для лизинга ЦБ не является регулятором. Мы с этим долгое время боролись. Считаем, что это правильно. И мы свою позицию отстояли. Лизинг регулируется через иные механизмы. В том числе за счет того, что 90% лизинговых операций фондируются за счет кредитных средств. Возможность опосредованно регулировать через подотчетные кредитные организации, на наш взгляд, вполне достаточна. А лизинг должен развиваться как деятельность в реальном секторе экономике, как работа с оборудованием и технологиями.
Прямое регулирование Центральным Банком неизбежно трансформирует лизинг к виду кредитной операции ( в терминологии идеологов ЦБ – к виду обеспеченного кредитования) что неизбежно и значительно ослабит потенциал лизинга, как формы прямых капиталовложений в основной капитал и одного из основных инструментов обновления оборудования и технологий.
От ЦБ, в итоге, мы ждем изменения подходов к оценке ЛК и лизинговых проектов. Что в целом справедливо и для проектного финансирования, как такового. Именно тогда приоритеты лизинговых компаний можно будет сместить из области «ликвидного оборудования» (в основном авто) к высокотехнологичному промышленному оборудованию практически во всех отраслях.
Но здесь в комплексе, конечно, возникает вопрос и по рискам, и по гарантийному обеспечению и поддержке государства в приоритетных стратегически важных отраслях. Мы считаем, что именно здесь важна роль государства, а не в избыточном регулировании, сдерживающем рост. Тем более мы видим, что как мегарегулятор ЦБ не во всех подотчетных отраслях справляется одинаково эффективно.
Проект Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов