Управление лизингом просят передать ФНС и Минэку
Контрольно-надзорной функцией в сфере лизинга предлагают наделить ФНС, а регуляторной — Минэкономразвития. С такой инициативой к главе налоговой службы Даниилу Егорову обратился президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин (письмо есть в распоряжении «Известий»). По его словам, это позволит повысить роль лизинга в экономике государства и увеличить прибыль от него.
В 2019 году Госдума в первом чтении приняла правительственный проект ФЗ №586986-7. Документ предполагает внесение масштабных изменений в действующий закон «О финансовой аренде». Кабмин хочет ввести надзор и контроль за лизингом со стороны Банка России. Однако с этим не согласны представители бизнеса, которые предлагают разделить эти функции между профильными федеральным органами.
«ТПП и профессиональное лизинговое сообщество считают, что целью реформы должна стать не только финансовая стабильность отрасли (она демонстрирует устойчивый рост, даже в период финансовых кризисов), но и повышение роли лизинга в экономике государства и максимальное использование его высокого потенциала — прямые капиталовложения, рост инвестиций и обновление экономики», — заявил Сергей Катырин.
Отрасль созрела к реформе, считает председатель подкомитета ТПП по лизингу, член Совета и директор НП «Лизинговый союз» Евгений Царев. Компании работают с активами в реальном секторе экономики, поэтому эффективнее осуществить преобразования смогут профильные федеральные органы, а не Банк России, который сосредоточен в первую очередь на финансовой стороне вопроса.
Такую точку зрения не разделяют в Банке России. Там предлагают совсем другое решение: либо ввести контроль за финансовым аспектом деятельности, либо вообще отложить реформу до лучших времен.
Источние: ИЗВЕСТИЯ
Подробнее — в эксклюзивном материале «Известий»: Контрольные заботы: управление лизингом просят передать ФНС и Минэку
Контрольные заботы: управление лизингом просят передать ФНС и Минэку
Контрольно-надзорной функцией в сфере лизинга предлагают наделить ФНС, а регуляторной — Минэкономразвития. С такой инициативой к главе налоговой службы Даниилу Егорову обратился президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин (письмо есть в распоряжении «Известий»). По его словам, это позволит повысить роль лизинга в экономике государства и увеличить прибыль от него. Отрасль пытаются реформировать с 2016 года. В 2019-м Госдума в первом чтении приняла законопроект правительства, согласно которому контролировать ее должен Центробанк. Однако против этого выступает бизнес-сообщество, его представители утверждают, что у Банка России нет необходимых ресурсов и опыта. В целом за реформу выступает Минэк. ЦБ, в свою очередь, считает, что регулировать лизинг необходимо только с финансовой точки зрения, а все остальные меры избыточны.
Двое против одного
Лизинг — это финансовая услуга, при которой компания (лизингодатель) покупает имущество, а затем сдает его арендатору (лизингополучателю), извлекая из этого прибыль. При этом у клиента есть возможность выкупить актив.
Как пояснил «Известиям» президент ТПП Сергей Катырин, эта сфера находится в состоянии подготовки к реформе с 2016 года. Однако процесс идет неспешно. Только в 2019-м тема снова стала актуальной, когда Госдума в первом чтении приняла правительственный проект ФЗ № 586986-7. Документ предполагает внесение масштабных изменений в действующий закон «О финансовой аренде». Правительство хочет ввести надзор и контроль за лизингом со стороны Банка России. Однако с этим не согласны представители бизнеса, которые предлагают разделить эти функции между профильными федеральными органами.
— ТПП и профессиональное лизинговое сообщество считают, что целью реформы должна стать не только финансовая стабильность отрасли (она демонстрирует устойчивый рост даже в период финансовых кризисов), но и повышение роли лизинга в экономике государства и максимальное использование его высокого потенциала — прямые капиталовложения, рост инвестиций и обновление экономики, — заявил Сергей Катырин.
Регулированием отрасли, по его мнению, должно заняться именно профильное ведомство, отвечающее за экономическое развитие и инвестиции. В России эту сферу курирует Минэкономразвития. А эффективнее справиться с задачами надзора и контроля может ФНС, которая имеет необходимую распределенную структуру, ресурсы и опыт, считает глава ТПП. Кроме того, служба может качественно оценивать влияние каждой сделки на обновление основных фондов и прямые капиталовложения в экономику лизингополучателя.
Минэк совместно с профильным сообществом, Советом ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике и подкомитетом по лизингу подготовило пакет поправок к проекту закона ко второму чтению, сообщил Сергей Катырин. Сейчас документ готовится к отправке в Госдуму. Именно поэтому палата обратилась в ФНС с просьбой поддержать инициативу.
Лизинг — один из самых эффективных инструментов прямых капиталовложений в экономику и обновления основных фондов и технологий, уверен Сергей Катырин. Инструмент важен для развития практически всех отраслей, а для малого и среднего бизнеса зачастую становится единственной возможностью организации нового предприятия и приобретения оборудования. Именно поэтому очень важно провести реформу грамотно, не ухудшив текущее состояние дел.
Отрасль созрела к реформе, считает председатель подкомитета ТПП по лизингу, член Совета и директор НП «Лизинговый союз» Евгений Царев. Компании работают с активами в реальном секторе экономики, поэтому эффективнее осуществить преобразования смогут профильные федеральные органы, а не Банк России, который сосредоточен в первую очередь на финансовой стороне вопроса.
Избыточный контроль
Разрабатываемый Минэком подход к реформе лизинга впервые предусматривает способность правительства наделить регулирующей и контрольно-надзорной функциями органы исполнительной власти, отметил замминистра экономического развития Илья Торосов. Участники рынка и эксперты возлагают надежды на ведомство, потому что считают его компетентным в создании необходимого законодательного инструментария, который будет способствовать росту прибыли.
— В частности, предполагается, что Минэкономразвития будет осуществлять выработку и реализацию государственной политики в сфере лизинговой деятельности, разработку проектов НПА по вопросам, связанным с ней, подготовку федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития лизинга и так далее, — сказал «Известиям» Илья Торосов.
Однако такую точку зрения не разделяют в Банке России. Там предлагают совсем другое решение: либо ввести контроль за финансовым аспектом деятельности, либо вообще отложить реформу до лучших времен. Все остальные инициативы Центробанк считает лишними.
«На наш взгляд, лизинговая отрасль нуждается в регулировании только с точки зрения финансовой стабильности, сверх этого регулирование мы считаем избыточным, поэтому, если законодательно не будет принято решение о том, чтобы контролировать риски финстабильности в лизинге, мы полагаем целесообразным, в принципе, отложить вопрос о введении регулирования в этой отрасли», — говорится в ответе пресс-службы ЦБ «Известиям».
Однако, как заявил «Известиям» председатель Совета ТПП по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, при переходе с саморегулирования желательно передавать все функции не одной структуре, а нескольким. Это поможет создать условную систему сдержек и противовесов. Тем более нельзя делегировать управление сферой ЦБ, потому что лизинг — это в первую очередь аренда, а не финансы.
«Известия» также направили запросы в ФНС и правительство.
Сейчас законодательная база лизинга включает только соответствующий ФЗ, главу об аренде в Гражданском кодексе и несколько нормативно-правовых актов.
— Нет прямого регулятора. Сфера регламентируется в общем порядке. Например, отдельно лизинг попадает под налоговое, валютное и другие регулирования, — заявил «Известиям» Евгений Царев, отметив, что бизнес показывает хорошие результаты и без опеки государства, так как включает в себя меньше рисков с точки зрения инвестиций.
В 2020 году о лизинговых операциях отчитались только порядка 450 компаний, хотя формально в Росфинмониторинге зарегистрировано несколько тысяч. Это объясняется тем, что из-за пандемии и введенных ограничений число предприятий, особенно мелких, сократилось примерно на 15–20%. Другим же пришлось приостановить активность, рассказал эксперт.
Источник: ИЗВЕСТИЯ