6 октября в Государственной Думе РФ состоялся Круглый стол «Лизинг как инструмент модернизации экономики. Сдерживающие факторы и проблемы», организованный Подкомитетом ТПП РФ по лизингу при поддержке депутата ГД РФ Аксакова А.Г.
Это вторая встреча, собирающая представителей лизингового сообщества в стенах нижней палаты для обсуждения острейших тем текущего дня. Первое заседание Круглого стола состоялось еще в феврале, когда вопрос с отменой ускоренной амортизации еще воспринимался как некая инициатива Минфина, которая может быть и не реализована. Сейчас Минфин уже предлагает применить инициативу к определенным видам имущества. Иными словами, льготу оставить, но не для всех. Однако, нависла и другая угроза для рынка. Это решение ВАС по т.н. необоснованным доходам лизингодателей в части выкупной стоимости, взимаемой в составе лизинговых платежей. Все это стало предметом активного обсуждения в ходе сегодняшней встречи в ГД. После заявленных докладов, подготовленных к встрече (см. программу заседания) последовала свободная дискуссия, из которой стало ясно, что проблемы не ограничиваются отмеченными выше. Это и вопрос лизинга авиа и морских судов, которые приравниваются к недвижимости, а значит, требуют обязательной регистрации. Председатель - А.Г. Аксаков, лично проводивший ФЗ О лизинге еще в первой редакции, не оставляет лизинговое сообщество без поддержки, а потому откликнувшись на призыв лизинговых компаний возглавить 'оборонительную колонну' пообещал и впредь поддерживать интересы лизингового бизнеса по мере возможности и в рамках разумной целесообразности на благо отечественной экономики.
Как отметил А.Ю.Акиндинов, Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, генеральный директор “МСП Лизинг”, сегодня, когда показатели отрасли вернулись на докризисный уровень, в т.ч. суммы заключенных контрактов выросли в 2,5 раза, а объем нового бизнеса превысил 1,5 трлн. рублей, любое непродуманное действие государственных регуляторов могут привести к потере инвестиций в экономику страны. Так, если в 2008 году доля лизинга в ВВП составляла порядка 3%, то сейчас она сократилась в 2 раза. Необходимы стабильные правила игры, обеспечивающие поток инвестиций в страну на благо модернизации экономики. В качестве примера А.Ю.Акиндинов привел результаты работы ОАО “МСП Лизинг” (Ранее ОАО “РосБР Лизинг”). В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса через финансирование лизинговых компаний было предоставлено кредитов лизинговым компаниям на сумму 11 млрд. рублей. В результате было произведено продукции на сумму свыше 60 млрд., причем более половины из полученных средств было направлено на реконструкцию производства, способствовав созданию более 30 тыс. новых рабочих мест. Это ли не инвестиционный инкубатор? Как отметил Джеймс Горхэм, генеральный директор “Элемент Лизинг”, компании, пополнившей ряды Подкомитета ТПП РФ, “Мы все специалисты в инвестициях. Отмена ускоренной амортизации в лизинге – это удар по малому бизнесу!” О двойственности понятия амортизации в лизинге при рассмотрении отмены ускоренной амортизации лизингового имущества рассказал А.Н. Киркоров, финансовый директор ЗАО «Сбербанк Лизинг» .
И.С. Резникова, директор по правовым вопросам ЗАО «БИЗНЕС АЛЬЯНС», представила подробный анализ арбитражной практики лизингового имущества, сделав акцент на решения ВАС по так называемому 'необоснованному обогащению лизинговых компаний' (авансы по договорам лизинга, выкупная стоимость лизингового имущества). После этого взгляд лизинговой компании «КАМАЗ на проблему “неосновательного обогащения лизинговых компаний” представила А.Г. Когогина, генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ». Говорилось в ходе встречи и о проекте 'Положение по бухгалтерскому учету 'Аренда' в части лизинговых операций', в т.ч. разобрав налоговые последствия введения нового ПБУ для лизинговых компаний.
Комментируя решение ВАС А.Г. Аксаков отметил, что в России ВАС стал законодателем, зачастую наносящим вред бизнесу, поэтому надо подумать, какие прописать изменения в Законе, чтобы избежать возможного двойного толкования. Задача Круглого Стола - выработать рекомендации, которые позволят понять, что надо изменить и как: 'Эта встреча в Госдуме - способ цивилизованного лоббирования лизинговой отрасли. Встреча, состоявшаяся у нас в феврале, имела широкое освещение в прессе. Именно так можно заявить о себе, обратив внимание отрасли к переживаемой ею проблемам.'
Подводя итоги заседания А.Г. Аксаков обнадежил собравшихся: “Лизинговые компании обратились ко мне возглавить движение по проработке изменений в законодательства. Я послушал, отметил для себя. Буду содействовать”.
Источник: Лизинговый Клуб
ПРЕЗЕНТАЦИИ
'Лизинг как инструмент модернизации и стимулятор роста экономики' - Акиндинов Алексей, Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, генеральный директор ОАО 'МСП Лизинг'
'Лизинг как инструмент модернизации экономики. Сдерживающие факторы и проблемы: взгляд 'КАМАЗ-ЛИЗИНГ' на проблему необоснованного обогащения лизинговых компаний' - Когогина Альфия, заместитель председателя Подкомитета ТПП РФ по лизингу, член Совета НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ», генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ»
'Арбитражная практика лизингового имущества' - Резникова Ирина, член экспертного совета Подкомитета ТПП РФ по лизингу, Советник Генерального директора ЗАО «БИЗНЕС АЛЬЯНС» по правовым вопросам
'Ускоренная амортизация и оборачиваемость капитала при лизинге' - Киркоров Алексей, член экспертного совета Подкомитета ТПП РФ по лизингу, финансовый директор ЗАО «Сбербанк Лизинг»
"Проект ПБУ «Аренда» Сдерживающие факторы и проблемы" - Дитковский Андрей, член экспертного совета Подкомитета ТПП РФ по лизингу, финансовый директор Система Лизинг 24 (ЗАО)
"Налоговые проблемы лизинговых компаний" - Костальгин Дмитрий, Партнер ЮК Taxadvisor