29 декабря 2023 г. РОСФИНМОНИТОРИНГ сообщает о проработке вопроса внесения изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ о предоставлении заказчиком победителю закупки информации, необходимой для выполнения требований 115-ФЗ
Органы государственной власти
04 марта 2024 г. Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" было направлено обращение в Минэк по ограничительным мерам по блокируемым лицам
Подкомитет ТПП РФ по лизингу Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике являясь профессиональным объединением лизингодателей, и представляя интересы отрасли на государственном уровне, просит Министерство экономического развития Российской Федерации дать разъяснения о порядке исполнения лизинговыми организациями законодательства в части установленных требований Федерального закона от 04.08.2023 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В связи с вступлением в силу с 01.02.2024 года вышеуказанных требований законодательства в части принятия лизинговыми организациями специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, возникает объективная потребность в получении официальных разъяснений о порядке соблюдения обязательных требований законодательства. Полный текст обращенияПо результатам анализа поступающей в Росфинмониторинг информации отмечаются случаи использования псевдо-лизинговыми компаниями механизма закупок в соответствии с положениями 44-ФЗ и 223-ФЗ для хищения и последующего вывода в теневой оборот (обналичивания) денежных средств, выделенных бюджетным учреждениям на оплату авансовых платежей по заключенным контрактам/договорам. При содействии НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Росфинмониторингом было подготовлено описание типологии данных правонарушений для размещения в Личных кабинетах лизинговых компаний в ближайшее время. Типология хищения бюджетных средств псевдо-лизинговыми компаниями.
16 апреля 2024 г. - В ответ на обращение Минэкономразвития России сообщает, что выработка позиции по указанным в обращении вопросам требует детального изучения особенностей сложившейся ситуации, изучения необходимых для этого документов
4 марта 2024 года Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" было направлено обращение в Минэк по ограничительным мерам по блокируемым лицам. (Подробнее). В ответ Минэкономразвития России сообщает, что выработка позиции по указанным в обращении вопросам требует детального изучения особенностей сложившейся ситуации и характеризующих ее обстоятельств, изучения необходимых для этого документов. Копии обращения были направлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в целях получения дополнительной информации по изложенным в нем вопросам. В этой связи Подкомитет и Партнерство рекомендует в инициативном порядке формировать и накапливать требуемую отчетность до официальных разъяснений госорганов власти о ФАИВе ответственным за сбор информации от лизинговых компаний. Полный текст письмаУправление организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу рассмотрело Ваше обращение № 102/11-2023 от 30.11.2023 по вопросу идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя при осуществлении закупок, осуществляемых в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ), и сообщает следующее.
Росфинмониторингом совместно с Федеральной антимонопольной службой прорабатывается вопрос о внесении в Федеральный закон № 44-ФЗ и Федеральный закон № 223-ФЗ изменений, предусматривающих предоставление заказчиком победителю закупки информации, необходимой для выполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в случае осуществления закупки на оказание услуг, связанных с операциями с денежными средствами или иным имуществом, оказываемых организациями, относящимися к субъектам данного закона, в том числе лизинговыми компаниями. Полный текст письма
08 декабря 2023 г. Банк России сообщает о продлении до 30 сентября 2024 года (включительно) подходов в отношении источников формирования кредитных историй – лизинговых компаний
В адрес Подкомитета ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» поступило письмо, в котором Банк России сообщает о продлении до 30 сентября 2024 года (включительно) подходов, предусмотренных Информационным письмом Банка России от 06.05.2022 № ИН-03-46/631, в отношении источников формирования кредитных историй – лизинговых компаний. Текст письма
2 ноября 2023 г. КУРЬЯНОВ Александр Михайлович, начальник Управления организации надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, приняла участие в панельной сессии "Развитие системы ПОД/ФТ, в рамках ФЗ №115. Секторальные риски и имидж отрасли" на VI Генеральной Ассамблеи «Лизинг-Евразия» "ДРАЙВЕРЫ РОСТА ЛИЗИНГА В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА". В формате диалога участники Ассамблеи обсуждили оценку существующих и потенциальных отраслевых рисков и развитие эффективного взаимодействия с Росфинмониторингом.
17 апреля 2023 г. Росфинмониторинг опубликовал официальный секторальный отчет лизинговой отрасли
В подготовке этого документа активное участие принимали представители лизинговых объединений.Вступительное слово к документу написано Председателем Подкомитета ТПП РФ по лизингу, Сопредседателем Совета - директором НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Царевым Евгением Марковичем. Отчет о секторальное оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний.
Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ рассмотрен проект информационного письма Росфинмониторинга «О повышении внимания лизинговых компаний к операциям, связанным с реализацией государственных программ, предусматривающих бюджетное финансирование». По итогам его анализа Подкомитет и Партнерство сообщает следующее: текст ответа.
5 апреля 2023 г. - Ответ ТПП РФ в соответствии с запросом Генпрокуратуры РФ об ограничениях со стороны лизингодателей для предпринимателей, выполняющих работы по восстановлению инфраструктуры новых регионов
В соответствии с запросом Генеральной прокуратуры Российской Федерации об ограничениях со стороны лизингодателей для предпринимателей, выполняющих работы по восстановлению инфраструктуры новых регионов (ДНР, ЛНР, т.д.), Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" были направлены руководству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации разъяснения (pdf)
Торгово-промышленная палата Российской Федерации, рассмотрев запрос Генеральной прокуратуры Российской Федерации, сообщает, что не располагает информацией об искусственных ограничениях в сфере финансовой аренды (лизинга), связанных C предоставлением соответствующих услуг предпринимателям в рамках работ по восстановлению инфраструктуры в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях (полный текст письма).
Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает целесообразным инициировать широкое обсуждение с участием лизингового сообщества в лице отраслевых объединений и регуляторов механизмов развития лизинговой деятельности на новых территориях для решения государственных задач по обновлению основных фондов и технологий. ТПП России готова организовать обсуждение на своей площадке.
31 марта 2023 г. - Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" было направлено обращение в Госдуму и Правительство РФ о проекте ФЗ о лизинге
В обращении говорится, что законопроект, предложенный Банком России ко второму чтению, и столь кардинально меняющий подходы в работе лизинговых компаний в текущей экономической ситуации, приведет к дисбалансу лизинговой отрасли и так пострадавшей в результате возрастающего санкционного давления, приведет к росту необоснованных дополнительных издержек, связанных с переходом на новую систему отчетности, вступлением в СРО и необходимостью докапитализации для вхождения в реестр Банка России.
Подкомитет ТПП РФ по лизингу и ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ просят рассмотреть возможность прекращения дальнейшей работы над Законопроектом и его отклонения. Полный текст обращения.30 ноября 2022 г. НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» направило обращение в Правительство Российской Федерации о переводе в формат единого рынка в рамках ЕАЭС лизинговых услуг
В условиях санкционного давления недружественных стран и необходимости масштабной реиндустриализации экономики особое значение для Российской Федерации имеет развитие интеграционного процесса в рамках Договора о ЕАЭС. А для национальных экономик стран участниц ЕАЭС важнейшим вопросом является поиск новых драйверов и новых механизмов роста среди которых важнейшим является развитие лизинга на территории ЕАЭС, как наиболее прогрессивной инвестиционной формы прямых капиталовложений и обновления основных фондов. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года №110 лизинговые услуги включены в Единый рынок услуг (далее – ЕРУ) в рамках ЕАЭС.
В этой связи, в целях углубления интеграции и выполнения решений Высшего Евразийского экономического совета по либерализации отдельных секторов услуг прошу поддержать инициативу по расширению ЕРУ за счет включения в него услуг по аренде (лизингу) дополнительных видов оборудования (которые не вошли в ЕРУ при вступлении в силу Договора о ЕАЭС) согласно перечню в соответствии с Классификацией основных продуктов изд. ООН (Central Product Classification - СРС) (приложение №1), а также за счет видов оборудования напрямую не включенных в классификатор CPC, но которые могут быть отнесены к его разделу №73129. При объективной невозможности быстрого перевода в ЕРУ приведенных услуг по аренде (лизингу) в данное время, просим рассмотреть возможность продолжить работу по включению лизинга в приоритетные направления развития ЕАЭС, не допуская при этом ухудшения условий ведения лизингового бизнеса на территории стран Союза. Ознакомиться с текстом обращения (pdf)
28 сентября 2022 г. Подкомитет ТПП РФ по лизингу обратился к президенту ТПП РФ с просьбой направить в Правительство РФ обобщенный запрос от всех отраслевых объединений касательно исполнения указа Президента об объявлении частичной мобилизации
Подкомитет ТПП РФ по лизингу обратился к президенту Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Катырину Сергею Николаевичу с просьбой направить в Правительство Российской Федерации обобщенный запрос от всех отраслевых объединений касательно исполнения указа Президента Российской Федерации «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
В связи с вышеизложенным просим рассмотреть возможность включения Правительством Российской Федерации сотрудников отдельных категорий лизинговых организаций в категорию лиц, на которых распространяется бронирование в соответствии с п.1 статьи 18 Закона № 31-ФЗ, что дает основания для отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на период работы в указанных организациях. Представляется целесообразным предоставить право на отсрочку для категорий сотрудников, занятых на критично важных направлениях как: обеспечивающих функционирование и безопасность критичной инфраструктуры, в том числе ИТ систем, и бесперебойность процессов лизинговой компании по обслуживанию предприятий и физических лиц. А также дать разъяснения о лизинговом оборудовании, подлежащем частичной мобилизации.
5 сентября 2022 г. Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» обратился в Государственную Думу Российской Федерации и выступил с инициативой об освобождения от уплаты НДС при лизинге оборудования для МСП, ИП и самозанятых граждан
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) оборудования, приобретаемого в лизинг, которое может приобретаться для развития МСП, ИП и СМП в приоритетных для государства отраслях, и лизинговых платежей по договорам лизинга такого оборудования, имеет большую социальную значимость для государства. В конечном счете это будет позитивно влиять на создание и сохранение рабочих мест, стабильность функционирования бизнес-среды, предприятий и в том числе уровень жизни людей. Незначительный объем выпадающих доходов бюджета по НДС в соответствии с закрытым перечнем лизингового оборудования, может быть оправдан социальной значимостью развития МСП, ИП и СМП, и эффектом значительного роста объемов лизинга такого оборудования. Получив предварительное одобрение этой инициативы в Комитете ГД РФ по экономической политике Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» приступает к реализации данного проекта, с привлечением экспертов лизингового сообщества и отраслевых лизинговых объединений. Основным содержанием работы станет разработка соответствующего проекта ФЗ с приложениями, включая экономическое обоснование проекта ФЗ и закрытый перечень оборудования по которому предполагается освобождение от НДС.
27 июня 2022 г. поступил ответ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ в рамках антикризисных предложений об установлении ставки НДС в размере 0%
Полный текст письма
22 апреля 2022 г. Получен ответ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ на обращение НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" в рамках антикризисных предложений
15 апреля 2022 г. - Ответ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ на обращение НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" в рамках антикризисных предложений
4 апреля 2022 г. Евгений Царев выступил на заседании Комитета по защите конкуренции Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выработке предложений по регулированию финансовых правоотношений в сфере лизинга
В Государственной Думе состоялось заседание Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, на котором рассматривался вопрос о выработке предложений по регулированию финансовых правоотношений в сфере лизинга по аналогии с особым порядком, предусмотренным в отношении кредитных договоров. В заседании приняли участие представители Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, по экономической политике, по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, по промышленности и торговле, а также представители Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина, Минтранса, Минсельхоза, ФАС и Банка России. Подробнее
31 марта 2022 г. - В рамках работы рабочей группы Комитета Госдумы Российской Федерации по экономической политике подготовлены предложения по обеспечению устойчивости и развития лизинговой отрасли в условиях санкционных ограничений
В рамках работы рабочей группы Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике подготовлены предложения по обеспечению устойчивости и развития лизинговой отрасли в условиях санкционных ограничений. Рабочая группа была сформирована по итогам заседания 24 марта 2022 г. Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике. Рабочую группу возглавил Первый заместитель Комитета ГД РФ по экономической политике Кравченко Д.Б. совместно с Председателем Подкомитета ТПП по лизингу Царевым Е.М. и представителями лидирующих компаний в лизинговой отрасли.
31 марта 2022 г. - Ответ НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" на обращение Председателя Комитета по финансовому рынку Государственной Думы Аксакова А.Г. о мерах антикризисной поддержки
Письмо Председателя Комитета по финансовому рынку Государственной Думы Аксакова А.Г.
Ответ НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" с предложениями мер антикризисной поддержки лизингополучателей.
29 марта 2022 г. - Ответ ЦБ РФ на обращение НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" о мерах господдержки лизинговой отрасли
В ответ на Ваши обращения от 10.03.2022 № 40/03-2022 и от 10.03.2022 № 41/03-22 сообщаем, что Банк России предпринял ряд мер по стабилизации финансового положения заемщиков в условиях введенных западными странами ограничений. В частности, кредитным организациям предоставлена возможность не ухудшать оценку финансового положения заемщика для формирования резервов на возможные потери, не ухудшать оценку качества обслуживания долга по реструктурированным ссудам, использовать оценку стоимости залога по состоянию на 18 февраля 2022 года, если обеспечение относится к I и II категории качества1. Таким образом, сторонам по кредитному договору предоставлены операционные возможности по пересмотру условий, включая величину и сроки платежей, а также валютному курсу рубля.
28 марта 2022 г. - Рабочую группу Госдумы по поддержке лизинга в условиях санкций возглавят Первый заместитель Комитета ГД РФ по экономической политике Кравченко Д.Б. совместно с Председателем Подкомитета ТПП по лизингу Царевым Е.М.
По итогам заседания 24 марта 2022 г. Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике было решено сформировать рабочую группу, которую было поручено возглавить Первому заместителю Комитета ГД РФ по экономической политике Кравченко Д.Б. совместно с Председателем Подкомитета ТПП по лизингу Царевым Е.М. и представителями лидирующих компаний в лизинговой отрасли. В ближайшее время рабочей группой будут разработаны меры поддержки лизинга в условиях санкционного давления стран Запада на Российскую Федерацию.
11 марта 2022 г. Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" обратились в ЦБ РФ о мерах господдержки лизинговой отрасли в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации
Обращение в Банк России о мерах государственной поддержки лизинговой отрасли с целью снижения негативного влияния и последствий возникших в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран Запада.
Обращение в Банк России о предложених по снижению негативного влияния и последствий, возникших в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран Запада.
11 марта 2022 г. - Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП "ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ" обратились в Минфин России, Минэкономразвития и Правительство Российской Федерации о мерах господдержки лизинговой отрасли
Обращение в Министерство финансов Российской Федерации о мерах государственной поддержки лизинговой отрасли с целью снижения негативного влияния и последствий возникших в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран Запада.
Обращение в Министерство экономического развития Российской Федерации о мерах государственной поддержки лизинговой отрасли с целью снижения негативного влияния и последствий возникших в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран Запада.
Обращение Правительство Российской Федерации о мерах государственной поддержки лизинговой отрасли с целью снижения негативного влияния и последствий возникших в связи с введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны стран Запада.
12 марта 2021 г. Царев Е.М. в режиме видеоконференцсвязи принял участие в заседании Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Заседание провел статс-секретарем – заместителем директора Федеральной службы по финансовому мониторингу Герман Юрьевич Негляд.Участники заслушали выступления о проекте федерального закона № 1116371-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации". Подробнее
30 июня 2020 г. Подкомитет ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» совместно с Банком России провели видео-конференцию о текущем финансовом положении лизинговых компанийБанк России завершил обработку данных по более 30 лизинговым компаниям, которые предоставили свои сведения и ожидания по результатам совещания с лизинговыми компаниями 18.05.2020. В ходе конференции советник первого зам. Председателя Банка России Сергей Моисеев раскрыл сводные результаты о реструктуризации лизинговых платежей и кредитов лизингодателям, а также проинформировал о текущем состоянии мер поддержки лизинговой деятельности, принятых Банком России. Подробнее15 апреля 2020 г. Подкомитетом ТПП РФ по лизингу и НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» подготовлено и направлено в Минэкономразвития Российской Федерации письмо с заключением по вопросу перспектив объявления лизинговых каникул в связи распространения новой коронавирусной инфекции, ухудшением экономической ситуации и необходимостью поддержки бизнеса. Тект обращения (pdf)
3 марта 2020 г. руководитель рабочей группы по лизингу Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям в ГД РФ Евгений Царев выступил с отчетным докладом на расширенном заседании Экспертного совета
Провел расширенное заседание Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям Евгений Шулепов. Подробнее
10 апреля 2019 г. в Государствнной Думе Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ» Евгений Царев принял участие в Совещании (круглом столе) лизинговых компаний, на котором обсуждался проект федерального закона №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 22.01.2019.
9 апреля 2018 г. в Государственной Думе РФ Евгений Царев выступил в качестве модератора первого заседания рабочей группы по вопросам лизинга Экспертного совета
Целью рабочей группы является совершенствование нормативной базы лизинга, разработка и продвижение законодательных инициатив в интересах лизинговой отрасли. Модерировали заседание Депутат ГД РФ, член комитета ГД РФ по финансовым рынкам ШУЛЕПОВ Евгений Борисович и руководитель рабочей группы, Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, Директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ», к.э.н., ЦАРЕВ Евгений Маркович. Подробнее
19 декабря 2018 г. в Государственной Думе РФ состоялось первое заседание созданного Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям при Комитете Госдумы по финансовому рынку
В состав Экспертного совета вошли члены Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, Алексей Саватюгин, Василий Солодков, Елена Стратьева, Евгений Царев, Кирилл Царев. С приветствием и напутствием к членам Экспертного совета обратился заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Олейников.
О направлениях деятельности Экспертного совета и законопроектах, подлежащих рассмотрению на его заседаниях, рассказал председатель Экспертного совета депутат Госдумы Евгений Шулепов.
С докладами на заседании Экспертного совета выступили:
- член Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, президент НАУМИР Алексей Саватюгин (О положении микрофинансовых организаций на финансовом рынке России);
- председатель подкомитета по лизингу Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Евгений Царев (О российском рынке лизинга);
- председатель Союза сельских кредитных кооперативов Игорь Брагинский (О положении кредитной кооперации в России);
- председатель Ассоциации развития ломбардов Сергей Соковников (О положении ломбардов на финансовом рынке Российской Федерации).
В дискуссии по осаждавшимся вопросам участие принял председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, партнер Группы компаний финансово-правового консалтинга «Аудит Груп» Владимир Гамза.
Достигнута договоренность об участии Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям в совместной работе с Экспертным советом в качестве рабочей площадки для предварительной проработки вопросов, выносимых на обсуждение Экспертного совета.
Решением председателя Экспертного совета руководителем рабочей группы по вопросам лизинга назначен ЦАРЕВ Евгений, председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП «ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ».
Целью рабочей группы является совершенствование нормативной базы лизинга, разработка и продвижение законодательных инициатив в интересах лизинговой отрасли.
Министерство экономического развития РФ
Минэкономразвития России решает задачи инновационного развития экономики, в том числе ускорения темпов экономического роста, которое сегодня невозможно без развития индустрии финансовых услуг.
Министерство не является регулятором финансового рынка, но определяет общие направления экономической политики, в том числе на финансовом рынке, и принимает участие в реализации программных мероприятий.
Министерство, не регулируя лизинговую деятельность (лицензирование лизинговой деятельности отменено в 2002 году Постановлением Правительства РФ), является для отрасли курирующим как министерство, отвечающее за экономический рост.
В 2013 году по инициативе Подкомитета и Партнерства приказом Министра экономического развития Российской Федерации Межведомственная создана рабочая группа по вопросам лизинга.
В департаменте финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России образован профильный отдел, занимающийся вопросами лизинга.
Одной из целей долгосрочного развития российской экономики и, соответственно, одной из задач министерства провозглашено укрепление лидерства в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенное становление одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра).
Важнейшее направление деятельности Подкомитета и Партнерства — развитие рынка лизинга в рамках интеграционного процесса и формирования общего рынка на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вопросами экономической интеграции в рамках ЕАЭС занимается Департамент экономического сотрудничества со странами СНГ и развития евразийской интеграции. Подкомитет и Партнерство активно взаимодействует с министерством и Европейской экономической комиссией (ЕЭК) по вопросам лизинга.
Министерство финансов и Федеральная налоговая служба
Минфин и ФНС России регулируют налогообложение лизинговой деятельности. Ключевым вопросом налогообложения лизинговых операций остается сохранение права ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Признание в соответствии с ФЗ от № 344-ФЗ от 04.11.2014 утратившими силу ст.31 ФЗ от 29.10.1998 № 164-ФЗ, устанавливавшими право по взаимному соглашению сторон применять ускоренную амортизацию предмета лизинга, не влияет на право применения ускорения амортизации лизингового имущества, поскольку данная преференция регулируется налоговым законодательством.
В 2017 году вступил в силу ФЗ, предусматривающий освобождение от НДС услуг по финансовой аренде важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Минфин России регулирует бухгалтерский учет, финансовую отчетность хозяйствующих субъектов.
Бухгалтерский учет лизинговых операций регулируется утвержденным приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15 с указаниями «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (с изменениями от 23.01.2001). Положения по бухгалтерскому учету лизинговых операций на сегодняшний день не существует.
Вместе с тем, бухгалтерский учет лизинговые компании могут вести в соответствии с международным стандартом бухгалтерской отчетности МСФО IAS’17. Множество лизинговых компаний являются дочерними компаниями банков и готовят отчетность по МСФО в рамках группы в соответствии с ФЗ № 208‑ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности». Такие компании вынуждены вести как минимум три вида учета (бухгалтерский, налоговый и МСФО), что существенно увеличивает операционные расходы.
Порядок учета лизинговых операций зависит от выбранной компанией и закрепленной в учетной политике методологии. Лизинговые компании могут принять учетную политику в соответствии с продолжающими действовать указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15. В этом случае стороны договора финансового лизинга продолжают выбирать балансодержателя лизингового оборудования в соответствии с рекомендациями ПБУ. Возможность выбора порядка учета лизинговых операций сохраниться для лизинговых компаний до вступления в силу нового российского стандарта ПБУ.
13.01.2016 Советом по МСФО выпущен новый международный стандарт IFRS16 «Аренда». Данный стандарт обязателен к применению на территории РФ, начиная с отчетности за 2019 год. Добровольное применение допускается уже сейчас, но при условии, что организация также начала добровольное применение IFRS15 «Выручка от контрактов с покупателями». Стандарт заменяет собой прежний стандарт по аренде IAS17, а также интерпретации SIC 15, SIC 27, IFRIC 4.
Минфином России разрабатывается новый ФСБУ «Аренда», в основе которого будут лежать принципы МСФО. Его принятие планируется министерством в период 2020-2021 гг.
Подкомитет и Партнерство взаимодействуют в министерстве в рамках основных направлений деятельности с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики и Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.
Дважды в год Подкомитетом и Партнерством проводится Всероссийская Конференция «Бухгалтерский учет и налогообложение лизинговых операций». Докладчиками выступают представители Минфина и ФНС России, ведущие эксперты юридических, консалтинговых, аудиторских компаний. Конференция имеет важное отраслевое значение.
Вместе с тем, нельзя не отметить необъективную позицию представителей Министерства относительно предлагаемой реформы. Так, по мнению заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева: «...Около 1 триллиона рублей ушло с банковского рынка на рынок лизинга...». «Ушло», потому что банки, оказывается, уводят риски со своих балансов. Они понимают, что не могут кредитовать со своего баланса, поскольку ЦБ РФ требует создавать резервы. А лизинговые компании нужны банкам только для того, чтобы уходить от банковского надзора.
Подкомитет и Партнерство считает, что такое контрпродуктивное отношение к финансовому инструменту, основной миссией которого является обновление основных фондов, недопустимо для министерства, даже если оно напрямую не отвечает за экономический рост.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС)
Лизинговый рынок находится в поле зрения интересов ФАС уже давно, со времени, когда эта форма финансовой услуги приобрела массовый характер. Появление проекта ФЗ в рамках реформы, предлагаемой Минфином и Банком России, подтолкнуло ФАС к широкомасштабному исследованию этого сегмента экономики. Принимая во внимание ведомственный функционал, перед ФАС стояла задача сделать предварительную оценку текущего состояния конкуренции на рынке лизинговых услуг, в том числе в целях последующего определения доли участия государства на рынке и оценить последствия законодательных изменений.
Высокая доля лизинга с участием государства — непреложный факт, долгие годы подтверждаемый исследованиями Эксперт Ра. Более того, после введения обязательной отчетности по лизинговым операциям в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ), это подтверждается также статистическими данными ИНТЕРФАКС. По последней информации, за прошедший год отчетность по лизинговым операциям представили 500 компаний.
Несмотря на это, ФАС исследует отрасль, основываясь на базу Росфинмониторинга. В этой базе, в том числе, присутствуют компании, которые провели только одну сделку, и компании, которые уже ушли с рынка. Это признается и самим ФАС. В итоге, данные по исследованию представлены 791 компанией, что превышает действительное количество на 58%. Достаточно спорный выбор базы. Вопрос: зачем?
В результате спорны выводы исследования. Вывод первый: лизинг гораздо менее аффилирован с банками, чем это представлялось ранее специалистам ФАС. Вывод второй: доля государственных лизинговых компаний оценивается ФАС в 30%., поэтому высокая концентрация может быть только в продуктовом аспекте или же на региональном уровне.
Первая группа исследованных небольших компаний достаточно многочисленна, но в экономическом смысле они существенного влияния на рынок не оказывают (социальный фактор и развитие малого и среднего бизнеса, по мнению специалистов ФАС, наверное, можно не учитывать). Именно эта группа понесет самые большие количественные потери в результате реформы (издержки на увеличение собственных средств и членство в СРО).
Вторая группа будет делать выбор между приведением в соответствие своей деятельности с изменением законодательства и перепрофилированием. ФАС признает, что лизинговые компании, не вошедшие в периметр требований регулятора, уйдут с рынка, а лизинговое финансирование в результате реформы будет заменено на кредитное.
С точки зрения ФАС, рынок и сейчас не концентрирован, а доля государственного лизинга несущественна. Уход с рынка большого числа малых и региональных компаний, не влияющих на экономику, никак не влияет на конкуренцию. Поэтому ФАС законопроект поддерживает и считает благом, в том числе и для развития конкуренции в отрасли.
Подкомитет и Партнерство считает выводы ФАС спорными. Лизинговый рынок концентрирован и существенно аффилирован с банковским сектором. Доля лизинга с госучастием тоже значительна. Даже на основе исследования ФАС на первые 40 лизинговых компаний приходится 90% рынка. Предлагаемая Минфином и Банком России реформа и уход в результате с рынка более половины действующих компаний сократит конкурентность отрасли до минимума.
Подкомитет и Партнерство в 2018 году будет отстаивать свою позицию, в том числе в ФАС, в целях развития добросовестной конкуренции на лизинговом рынке.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
Противодействует легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в этой сфере.
Лизинговая деятельность является подотчетной в рамках законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Приказом руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Председатель Подкомитета ТПП РФ по лизингу (по должности) включен в состав консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Используя эту площадку, лизинговое сообщество может не просто получать необходимую информацию и разъяснения, но принимать участие в обсуждении и подготовке нормативных актов. Решать острые вопросы, возникающие в связи с исполнением лизинговыми компаниями профильного законодательства.
Так по итогам заседания Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 22.12.2017, а также в рамках подготовки к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ Подкомитет и Партнерство до конца января 2018 года готовит сводные данные вопросника Росфинмониторинга.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП)
Последние три года широко распространилась практика наложения ограничений на регистрационные действия с автотранспортными средствами, находящимися в собственности лизинговых компаний в рамках исполнительного производства в отношении третьих лиц (неисправных лизингополучателей).
В результате лизинговые компании оказываются необоснованно ограниченными в праве распоряжения собственным имуществом, в том числе в праве реализовать изъятое у неплательщика транспортное средство.
Подкомитет и Партнерство в 2014-2017 гг. неоднократно встречались с руководством ФССП РФ и направляли письменные обращения. Позиция ФССП следующая: наложение ограничений на регистрационные действия является мерой обеспечительного характера в рамках исполнения судебными приставами служебных обязанностей по розыску имущества должника. Информация, полученная судебными приставами по запросу из электронной базы ГИБДД о том, что транспортное средство находится в собственности лизинговой компании, не является документарным подтверждением данного права.
В сентябре 2017 года издано инструктивное письмо ФССП о том, что после применения приставами обеспечительных мер, судебным приставам необходимо запрашивать у лизинговой компании и должника договор лизинга и информацию о задолженности по нему.
В этом случае, с точки зрения Подкомитета и Партнерства, судебные приставы будут выполнять несоответствующие своим полномочиям функции, трактуя на основании полученных документов наличие или отсутствие задолженности по договору лизинга.
27.07.2017 в Центральном аппарате ФССП России состоялось обсуждение в рабочем порядке вопросов, связанных с практикой наложения запретов на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, находящихся в собственности лизинговых компаний.
Решено: ФССП совместно с лизинговым сообществом разработать пакет мер, исключающих наложение обеспечительных мер на имущество лизингодателей по долгам третьих лиц, а также максимально упрощающих процедуру снятия ограничений на транспортные средства, включая, при необходимости, инициирование внесение изменений в законодательство о лизинге и об исполнительном производстве. Например, установить минимальные сроки подачи запроса приставами договора лизинга и рассмотрения полученных документов, установить приемлемые сроки предоставления лизинговой компанией договора лизинга.